Posted 4 февраля 2007,, 21:00

Published 4 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:50

Updated 8 марта, 08:50

Электронные права

Электронные права

4 февраля 2007, 21:00
Как удалось выяснить «НИ», в соответствии с международной Конвенцией о дорожном движении в России разработан новый стандарт национального водительского удостоверения. В департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ (ДОБДД – так официально теперь называется ГАИ) обещают, что новые права обзаведутся мик

Весть о том, что российские водителей в обязательном порядке заставят получать новые «корочки» разнеслась еще летом прошлого года после встречи начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктора Кирьянова с жителями Ярославля. Вдаваться в подробности главный автоинспектор страны не стал, пояснив только, что привычные категории транспортных средств, пропечатанные на обратной стороне нынешних водительских удостоверений, могут быть значительно расширены. Представители общественных объединений автомобилистов немедленно обвинили руководство ДОБДД в келейности принятого решения, затрагивающего интересы миллионов водителей.

В нашем распоряжении оказались гознаковские образцы новых водительских удостоверений. Разъяснить их отличия от старых по нашей просьбе согласился руководитель группы разработчиков новых водительских удостоверений, замначальника ДОБДД МВД РФ Василий Белобородов. «Так сложилось, что любая новость об изменениях привычного уклада жизни вызывает у наших граждан критическое отношение к ней, – сказал «НИ» генерал Белобородов. – Но разработка новых водительских документов не наша прихоть».

По словам генерала, 28 марта 2006 года вступили в силу поправки к Конвенции о дорожном движении 1968 года, принятые ООН 28 сентября 2004 года. Кстати, благодаря этой Конвенции наши Правила дорожного движения недавно пополнились более чем 30 новыми дорожными знаками. Так вот, этими поправками предусматривается введение на территориях более чем 60 стран мира, участников этой Конвенции, нового образца национального водительского удостоверения. В соответствии с положениями Конвенции переход на новые водительские удостоверения должен быть осуществлен в течение 5 лет после вступления в силу этих поправок, то есть до 28 марта 2011 года. Новая редакция Конвенции предъявляет к национальным водительским удостоверениям больший объем требований (формат, цвет бланка, содержание и размещение вносимых в него сведений о владельце), что «позволит упростить условия допуска граждан одних государств к участию в дорожном движении на территории других государств». Кроме этого, Конвенция предусматривает введение на национальном уровне подкатегорий транспортных средств A1, C1, D1, C1E, и D1E в рамках категорий A, B, C, D, BE, CE и DE.

По словам генерала Белобородова вопрос о введении в РФ категорий и подкатегорий транспортных средств только прорабатывается. Предполагается, что эти нововведения позволят дифференцировать условия получения прав на управление транспортными средствами в зависимости от потенциальной опасности конкретных типов автомобилей и мотоциклов, с учетом их технических характеристик. При этом в ДОБДД подчеркивают, что выдача прав водителям для управления транспортными средствами различных категорий и подкатегрий с учетом допустимого возраста будет осуществляться в соответствии с международными нормами, принятыми конвенцией и нашим законом «О безопасности дорожного движения». «Кстати, введение этих категорий и подкатегории на территории каждого государства, – подчеркнул генерал, – не является обязательным, а соответствующее решение может быть принято только на уровне национального законодательства». То есть все в руках наших депутатов. Захотят усложнить жизнь водителям – введут подкатегории. А могут и обойтись без них.

Новый бланк водительского удостоверения будет обладать высокой полиграфической защитой и уникальной кодировкой, позволяющей дублировать отдельные его реквизиты в специальном формате, что, по мнению разработчиков, практически полностью защитит его от подделок. А сама конструкция позволит использовать микрочип для хранения этой информации. Но последнее нововведение потребует дополнительных расходов на изготовление бланка и специальных считающих устройств. Так что точная дата введения в действие нового водительского удостоверения пока не определена. Но в любом случае реализация этого проекта будет поэтапной – по мере готовности каждого субъекта РФ. При этом в ДОБДД обещают, что торопиться с обменом прав на новые водителям не стоит. Ранее выданные права будут действовать до истечения указанного в них срока. В ДОБДД говорят, что, зная инертность наших водителей, вводить новые удостоверения планируется в течение нескольких лет, и только после того, как Госдума внесет соответствующие поправки в закон «О безопасности дорожного движения».

Что же касается содержания новых программ подготовки водителей в связи с введением в действие новых водительских удостоверений, то их разработка в Министерстве образования и науки начнется только после того, как поправки будут законодательно утверждены. Так что говорить о том, как граждане будут сдавать экзамены на эти категории и подкатегории, преждевременно. Ясно только одно – граждане, ранее получившие водительские права, на переэкзаменовку направляться не будут. Им права поменяют автоматически.

Третий обмен за десять лет

Первый после распада СССР обмен шоферских «корочек» стартовал в 1992 году, когда в России начали выдавать водительские удостоверения нового образца – пластиковые. В 1997 году правительство вновь решило провести обмен старых водительских удостоверений на новые. Процедуру предполагалось завершить до начала 2000 года. Однако накануне парламентских выборов 1999 года было решено продлить срок действия водительских удостоверений, выданных до 1 июля 1990 года, до 1 июля 2000 года. Остальные удостоверения, «независимо от бланка, на котором они изготовлены и наличия даты окончания действия, действительны в течение 10 лет со дня выдачи». Тем не менее и сейчас в России встречаются водители с правами, представляющими собой красные многостраничные книжки, выданные еще в 50–80-е годы. Они по-прежнему признаются действительными, так как, в отличие от новых российских, советские права объявлялись «бессрочными».



Чего ждать водителям после введения новых прав

Собственно, для доброй половины российских владельцев легковушек от замены прав, кроме внешнего вида новой «корки», ничего не изменится. Как значилась у них в правах категория «В», так и останется. Новшества ожидают в основном дачников, которые водят машины с прицепом. Скажем, если у водителя прицеп, разрешенная масса которого превышает 750 кг и одновременно превышает массу самого автомобиля без нагрузки. Или если общая разрешенная максимальная масса машины плюс прицеп превысит 3500 кг. В таком случае полагаются права категории «ВЕ». По аналогичной схеме – если грузовик ходит с прицепом, разрешенная масса которого превышает 750 кг, шофер подпадает под новую категорию «СЕ». Дополнительно появятся категории, которых в ООН и не предлагали, – это, видимо, изобретение наших чиновников. У водителей троллейбуса в правах появится «Tb», у водителей трамвая – «Tm».
А вот известный адвокат и правозащитник Леонид Ольшанский вообще сомневается в надобности менять права. «Даже если мы и присоединились к каким-то конвенциям, это носит чаще всего факультативный, необязательный характер, – сообщил «НИ» адвокат. – Вообще, если кто-то собирается за границу на авто, он должен сам думать о том, менять ли ему наши права или, допустим, иметь вторые – международные. Нельзя подстраивать наши документы под тот критерий, будто бы все у нас катаются за границу. У нас есть люди в глубинке, которые дальше своей деревни никуда не ездят». По мнению г-на Ольшанского, в ГИБДД питают страсть менять то номера, то документы. «Естественно, что для автолюбителей замена прав будет означать новые трудности, очереди, взятки, – предсказывает он. – Сейчас человеку скажут: твои права больше не действительны, тебе надо пересдавать или досдавать. В общем, ничего хорошего это не несет. Задача у работников ГАИ одна, что бы они ни предлагали. Это концентрировать рычаги власти и пополнять бюджет ведомства».
Юрий ЗАЙНАШЕВ

"