Posted 3 декабря 2003,, 21:00

Published 3 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Тюрьмы безвременного содержания

Тюрьмы безвременного содержания

3 декабря 2003, 21:00
Вчера правозащитный центр «Мемориал» сообщил, что за 11 месяцев этого года в Чечне похищен 431 человек. Из них освобождены 137, найдены мертвыми – 47, а судьба 247 похищенных до сих пор неизвестна. Общее же число похищенных за время второй чеченской войны, по данным правозащитников, превысило 3 тыс. человек.

В Грозном напротив Дома правительства уже четвертые сутки стоят жители поселка Гекаловский. В ночь с 30 ноября на 1 декабря вооруженные люди в камуфляже забрали из своих домов двух жителей этого поселка – Омара Демильханова и Зелимхана Бачаева. С тех пор об их судьбе ничего не известно. К митингующим выходил заместитель военного коменданта Чечни генерал Ибрагим Сулейменов и обещал разыскать похищенных. Но люди не хотят расходиться, пока их односельчане не будут найдены.

По данным правозащитного центра «Мемориал», за ноябрь в Чечне пропали 26 человек. Освобождены были пятеро, а где находятся остальные и живы ли они – неизвестно. Председатель совета «Мемориала» Олег Орлов говорит, что эти цифры далеко не окончательные. О многих похищенных правозащитникам становится известно лишь через несколько месяцев после совершения преступления. При этом случаи кратковременных похищений, когда человека отпускают на следующий день, в эту статистику не входят. Примечательно, что накануне референдума по конституции Чечни и выборов президента республики количество похищений резко сократилось. Соответственно за март их было зарегистрировано 20, за сентябрь – 22. Но в апреле, после подведения итогов референдума, исчезли уже 42 человека.

Олег Орлов утверждает, что похищения людей – это такой новый способ борьбы с боевиками. Зачистки с окружением и обыском целых сел сменились адресными рейдами в определенные дома. И какая-то часть из задержанных и увезенных действительно связана с незаконными вооруженными формированиями. Но помимо них, в «террористы» попадают и ни в чем не повинные родственники боевиков, жертвы доносов, и просто случайные люди. После ночных арестов людей отвозят в «незаконные» тюрьмы – «места, не определенные законодательством в качестве возможного места содержания задержанных и арестованных». Обычно это помещения в воинских частях или переоборудованные под тюрьмы склады и фермы. Так, поиски трех похищенных жителей села Новые Атаги Шалинского района привели правозащитников к птицеферме «Новая жизнь» возле села Гелдагана, где под охраной военных содержались люди.

В сентябре депутат Госдумы Вячеслав Игрунов направил запрос генпрокурору РФ Владимиру Устинову по поводу многомесячного содержания заключенных в помещении оперативно-розыскного бюро-2 Северо-Кавказского оперативного управления МВД в Грозном. Ответ за подписью заместителя прокурора Чечни Александра Никитина гласил, что «санитарно-гигиенические условия в помещении ОРБ-2 соответствуют установленным нормам содержания под стражей». А длительное, более полугода, нахождение там одного из задержанных, Шамсуди Салаватова, вызвано «необходимостью обеспечения безопасности на период следствия», так как он «давал правдивые показания», и имелась информация о «решении руководства бандформирований его уничтожить».

Известны правозащитникам и случаи, когда убитых мирных жителей объявляли пособниками боевиков. Так, 18 октября во дворе собственного дома был застрелен житель села Кулары Грозненского района Лом-Али Макалов. По свидетельству очевидцев, огонь открыл солдат подразделения инженерно-саперной разведки. Он стрелял на подозрительный шорох. На следующий день двор погибшего посетили милиционеры, но никаких следственных действий не производили. Родственники похоронили Лом-Али Макалова. А десять дней спустя издаваемая в Чечне газета «Вести республики» со ссылкой на официального представителя регионального объединенного штаба полковника Шабалкина сообщила, что «в Урус-Мартановском районе был уничтожен помощник арабского террориста Абу аль-Валида Лом-Али Макалов, труп которого закопали в селе Кулары». Эту же информацию передали центральные информационные агентства. Для родственников погибшего все это означало зачисление в разряд «неблагонадежных» и угрозу быть похищенными в любую из ночей. 1 ноября в селе Кулары состоялся сход, на который приехал вице-премьер Чечни Мовсар Хамидов и пообещал наказать виновных в гибели Лом-Али Макалова. Следствие возобновили, и 13 ноября был задержан командир подразделения инженерно-саперной разведки, подчиненный которого застрелил чеченца.

Но подобные случаи редки, и исчезновения людей продолжаются. Всего, по данным правозащитного центра «Мемориал», в Чечне с 1999 года похищено свыше 3 тыс. человек.

"