Posted 3 октября 2013,, 20:00

Published 3 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:34

Updated 8 марта, 04:34

Тапочки для знакомства с испанским сапожком

3 октября 2013, 20:00
Тапочки для знакомства с испанским сапожком

Испанские музеи – одни из самых известных и наиболее посещаемых в мире, особенно те, что расположены в столице королевства. Знаменитый художественный «золотой треугольник» – музей Прадо, музей Тиссена-Борнемисы и Центр современного искусства королевы Софии – находится на одном из главных мадридских бульваров Пасео-дель-Прадо. Ежегодно эти и многие другие испанские музеи посещают сотни тысяч туристов.

Стоимость входных билетов во все музеи – одинаковая как для испанцев, так и для иностранцев, и практики брать с иностранных туристов большую плату, как это делается в России, здесь нет. Для лиц старше 65 лет, членов многодетных семей, обладателей «молодежной карты» действуют льготные тарифы, которые, как правило, в два раза меньше обычных (например, если в музей Прадо стандартный входной билет стоит 14 евро, то для льготников – 7 евро). Бесплатно в Прадо и другие государственные музеи пускают довольно много народу: всех детей до 18 лет, учащихся и студентов 18–25 лет, инвалидов, а также человека, его сопровождающего, официальных безработных, журналистов, работников музеев, библиотек, членов и сотрудников академий изящных искусств, официальных гидов.

Частные музеи тоже пускают бесплатно журналистов и многих других граждан, но в каждом случае этот момент надо уточнять. В музей Прадо можно попасть бесплатно в определенное время вообще любому: со вторника по субботу с 18.00 до 20.00, по воскресеньям – с 17.00 до 19.00. Также бесплатный вход абсолютно для всех посетителей – в Международный день музеев. В частных музеях Испании льгот меньше, но они тоже есть.

Несмотря на такую бескорыстность и щедрость, испанские музеи строги к своим посетителям в плане соблюдения ими временного регламента и жестких требований поведения. Я была свидетельницей того, как музейные работники выгоняют посетителей из Прадо перед его закрытием. Примерно за 30–40 минут до закрытия по годами отработанной схеме начинают перекрывать доступ в большие залы, постепенно, но очень решительно, вытесняя посетителей на главный «проспект» музея – в длинную галерею. Людям ничего не остается, как направляться к выходу. Спрятаться где-то за статуей или стендом не представляется возможным, вам просто отрезают все пути к отступлению. Сотрудники музея действуют напористо и жестко, может, даже чрезмерно, но никакой грубости и бесцеремонности.

В испанских музеях можно срисовывать сюжеты шедевров живописи, можно сидеть на широких скамейках и даже прилечь на них кое-где, если вы утомились просмотром бесконечных галерей и полотен. Фотографировать практически нигде не разрешают, а если где-то и позволяют – то только без вспышки. В залах постоянной экспозиции, где выставлены особо ценные полотна и экспонаты, видео- и фотосъемка запрещена. На временных выставках, куда привозят работы художников из ведущих музеев и частных коллекций, съемка всегда запрещена.

Нельзя говорить по мобильному телефону. Увесистые сумки, портфели, пакеты и зонты посетители должны оставлять в камере хранения, равно как и верхнюю одежду. Есть и пить, разглядывая шедевры, в музеях тоже нельзя, для этого в них есть кафе и рестораны. Сменную обувь в виде видавших виды войлочных тапочек или одноразовых бахил в Испании тоже выдают – в основном в небольших музеях: домах-музеях художников и писателей, во дворцах, монастырях. Посетители покорно переобуваются, так как делается это исключительно в благих целях: чтобы не испортить пол, украшенный вековым паркетом или изящной мозаикой.

"