Posted 3 сентября 2003,, 20:00

Published 3 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Рельсовая война

Рельсовая война

3 сентября 2003, 20:00
Спецслужбы не смогли помешать террористам атаковать стратегически важный объект

Вчера юг России сотряс новый удар. Перешедшие к рельсовой войне террористы взорвали электричку, большинство пассажиров которой составляли студенты из Пятигорска. Погибли шесть человек, более сорока получили тяжелейшие ранения. Волна террора набирает силу. Москва, Краснодар, Ставрополь... Страна замерла в ожидании новой беды.

«Вагон резко дернуло, вещи на пол попадали, люди кубарем покатились, – рассказал «Новым Известиям» студент Пятигорского педагогического института Николай Сурков, ехавший в пятом вагоне злополучного поезда. – Крики, запах гари. Но электричка не останавливалась, а все еще шла, только сильно замедлила ход. Потом вагоны затрясло, раздался скрежет, и мы остановились. Все начали выпрыгивать на насыпь. Смотрим, в соседнем вагоне двери заклинило, люди из окон прыгают и бегут куда глаза глядят».

Взрывные устройства, заложенные под полотном железной дороги, сработали в 7.30 на участке между станциями Подкумок и Белый Уголь. На этом месте поезда обычно немного замедляют ход, так как дорога резко поворачивает вправо. Был утренний час пик, и все шесть вагонов электрички были переполнены. Пассажирами в основном были студенты пятигорских вузов, живущие в Кисловодске и Учкекене.

«Мы с мужем проезжали на автомобиле мимо, – рассказала «НИ» жительница Подкумка Любовь Грошева.– Спешили на работу как раз вслед электричке. И вдруг жуткий грохот. Поезд остановился, люди побежали из вагонов. Врассыпную. Паника. Крики. От места крушения состава до населенного пункта где-то 1,5–2 км, так и там люди слышали взрывы».

Мощные взрывы произошли под днищем четвертого вагона электропоезда Кисловодск – Минеральные Воды. Руководитель пресс-службы железнодорожных войск Владимир Карпенко заявил «НИ», что заряд был заложен на расстоянии около 40 см от рельса. Первый взрыв пробил металлический пол, разворотив все сиденья в вагоне. Одно из кресел вообще оказалось прижатым к потолку. Трое пассажиров погибли на месте. Еще один скончался по дороге в больницу. Погибли студенты: 17-летняя Инесса Мхеидзе, 16-летний Владимир Молчанов, 20-летний Евгений Ароян, а также 24-летний лейтенант юстиции Денис Клачев. Второе устройство взорвалось прямо под колесной осью, принявшей на себя всю силу взрывной волны. Колеса прогнулись, сошли с рельс, но защитили находившихся в этой части вагона пассажиров. Как сообщил «НИ» начальник штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Ставрополя Борис Скрипка, на месте взрывов остались воронки метровой глубины шириной в два метра.

«Я как раз на работу шла. Электричка эта была в метрах пятидесяти, медленно так ехала, – вытирая слезы, вспоминает жительница поселка Подкумок Лидия Ивановна. – Вдруг слышу, что-то грохнуло, огонь из-под вагона, крики, лязг. Я туда побежала, вижу, люди выпрыгивают, других выносят. А один совсем без ног на насыпи лежит. Мертвый, живой – не знаю, очень испугалась, плохо мне стало. И молоденькие совсем ребята все в крови… «Скорые», правда, очень быстро приехали. Кого-то на месте прямо стали перевязывать, а кого-то на носилки грузили, многие были без сознания. Но это я уже издалека видела, милиция никого близко не подпускала в это время».

Ближе всего к месту трагедии находится социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних «Орленок». Буквально в 300 метрах от железнодорожного полотна. Медсестры, воспитатели и 60 подростков, отдыхающих сейчас в лагере, первыми бросились на помощь.

«Пока не появились машины «скорой», а они приехали очень быстро, наши работники помогали раненым, – говорит директор «Орленка» Юрий Бойченко. – Потом грузили травмированных на носилки. Наши воспитанники реагировали сравнительно спокойно, только двум девочкам постарше стало плохо с сердцем. Матери метались вдоль рельсов, искали своих детей. Их вещи. Да разве такое забудешь?»

О том, какую картину увидели подростки, «НИ» рассказал замначальника Кисловодского отряда спасательной службы Ставропольского края Олег Мешков:

«Взрыв ударил по ногам. Людям отрывало ступни, ноги полностью. Пострадавших носили безостановочно. Страшно. Раскуроченные стены, смятые в лепешку кресла, заблокированные металлом люди. Но мы уже были и в Буденновске, и в Буйнакске, так что у спасателей не было шока. Даже парень-стажер, выехавший с нами, перенес все мужественно».

Пострадавших – всего около сорока человек – развезли по больницам региона. 28 человек приняла районная больница Кисловодска. Двух легко раненных к вечеру отпустили домой. Пятеро самых тяжелых были доставлены в городскую больницу Ессентуков – ближайшую к месту трагедии. Министр здравоохранения Ставропольского края Сергей Вартасанидзе рассказал «НИ»: «Состояние четверых пострадавших тяжелое: осколочные ранения, минно-взрывные травмы. Один человек – студент местного вуза – помещен в реанимацию. Он в крайне тяжелом состоянии, наши хирурги предпринимают все возможное, чтобы спасти его жизнь».

По словам ректора территориального центра медицины катастроф Ставропольского края Владимира Бессонова, большинство пострадавших доставлены в больницы с контузией головного мозга, переломами ног и рук, с ожогами. Больницы, особенно Центральная городская Кисловодска, работают в «плотном режиме». Телефоны приемного отделения постоянно заняты – нет отбоя от звонков родственников пострадавших.

«Четверо погибших, тела которых доставлены к нам,– молодые люди 1982– 87-го годов рождения, – сообщил «НИ» сотрудник Центральной кисловодской больницы. – Скорее всего, это студенты Пятигорской фармакадемии. Среди раненых вообще очень много учащихся. К нам до сих пор поступают звонки от их сокурсников, знакомых, которые, к счастью, добирались до Пятигорска другим способом».

Следственную группу по расследованию теракта возглавил лично замгенпрокурора по ЮФО Сергей Фридинский. По его словам, предварительные данные осмотра взорванного электропоезда позволили сделать вывод о том, что террористами были использованы самодельные радиоуправляемые взрывные устройства. Эту информацию «НИ» подтвердили в местном управлении ФСБ. С утра по этому участку прошли три электрички, и только четвертая, по расписанию вышедшая из Кисловодска в 7.08, была подорвана.

Прокурор Ставропольского края Валерий Калугин сообщил, что у правоохранительных органов нет сомнений в том, что это был заранее подготовленный, тщательно спланированный теракт, поэтому уголовное дело возбуждено по двум статьям Уголовного кодекса России: «терроризм» и «умышленное убийство». Неподалеку от места взрыва милиционерам удалось задержать тяжело раненного мужчину, который пытался скрыться. Сейчас он в бессознательном состоянии доставлен в кисловодскую больницу. По предварительной информации, именно этот человек мог привести в действие взрывной механизм.

Справка «НИ»

Теракты на железной дороге в России:

– 18 ноября 1994 года на железнодорожном мосту 5-го километра перегона Ростокино – Владыкино в Москве произошел мощный взрыв, который произвел некто Шеленков.

– 24 июня 1995 года участок железнодорожного полотна был взорван террористами на перегоне Кадиюрт – Хасавюрт, близ села Солнечное Хасавюртовского района, на 2194-м км Северокавказской железной дороги. В результате сошли с рельсов семь вагонов пассажирского поезда №651, следовавшего по маршруту Махачкала – Астрахань. Жертв удалось избежать.

– 25 августа 2000 года в Ставропольском крае,на 78-м км перегона Стодеевская – Галюгаевская, сразу после прохождения грузового поезда сработало взрывное устройство.

– 6 октября 2000 года произошел взрыв на платформе железнодорожного вокзала Пятигорска. Два человека погибли.

– 21 февраля 2001 года в Брянской области на перегоне Невля – Алтухово Московской железной дороги в вагоне пригородного поезда сработало взрывное устройство неустановленного типа. Ранены 2 человека.

– 4 сентября 2001 года мощным взрывом была полностью выведена из строя одна из веток Северокавказской железной дороги в черте. Жертв нет.

– 29 октября 2002 года на железнодорожном перегоне Терек –Наурская произошел взрыв на железнодорожном полотне под первой цистерной грузового поезда. С рельсов сошли 10 цистерн с нефтью.

– 1 января 2003 года на железнодорожной ветке Кизляр – Карланюрт был подорван тепловоз.

"