Posted 3 июля 2007,, 20:00

Published 3 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

Торжество простых вещей

Торжество простых вещей

3 июля 2007, 20:00
В Сочи завершился фестиваль «Кинотавр»: кого-то его результаты удивили, кто-то и ожидал нечто подобного. Так или иначе в тени белых магнолий произошли некоторые изменения не в лучшую сторону. О них и своих киновпечатлениях специально для «Pro Кино» очевидец событий и по совместительству президент Гильдии киноведов и ки

До сих пор «Кинотавр» был раем для фотографов, которые могли весь день ловить в объектив загорающих кинозвезд. В этом году папарацци получили удар – на пляже фестивальной гостиницы «Жемчужина»» фотосъемки были запрещены. Впрочем, и отдыхающих на пляже звезд было немного – люди стали приезжать на «Кинотавр» не для отдыха, как во времена кинозастоя, а для работы. Просмотры, пресс-конференции, «круглые столы», семинары и кинорыночная торговля шли с утра и до позднего вечера, до тех пор, пока на пляже, в гостинице или в прибрежных ресторанах не начинались вечеринки с танцами, обычно посвященные тем или иным конкурсным фильмам, и уж там папарацци могли нащелкать по полной.

Наиболее интересной частью деловой программы фестиваля стал семинар по кинорекламе, который в первый день вел руководитель одной из крупнейших американских рекламных компаний Джимми Бредшоу, некоторое время проработавший на канале СТС, а во второй день – известный в прошлом «параллельщик» Глеб Алейников. Их урокам вполне можно было дать подзаголовок «Как из вялого, затянутого и невразумительного фильма сделать захватывающий трейлер». Ответ был прост: «Выбросить все лишнее, переозвучить и при необходимости доснять», то есть, по сути, выдать одно произведение за другое.

Происшедшая два года назад смена руководства «Кинотавра» привела к тому, что руководство перестало быть заметно. Разумеется, самих Игоря Толстунова и Александра Роднянского нельзя было не заметить, поскольку они, в отличие от Рудинштейна, исправно посещали просмотры и деловые мероприятия, а на некоторых даже выступали, но если Рудинштейн своим присутствием как бы говорил: «Фестиваль держится на мне», то Роднянский с Толстуновым пытаются убедить всех в том, что он идет сам собой. Кстати, Марк Григорьевич, обязавшийся два года не посещать «Кинотавр», на этот раз приехал в качестве... актера, сыгравшего маленькую комическую роль в драме «Натурщица».

Что касается конкурсной программы сочинского кинофестиваля, то она, по общему мнению, была слабее, чем в прошлом году, когда в конкурсе сошлись «Живой», «Изображая жертву» и «Свободное плавание». Фильму Алексея Балабанова «Груз 200» после московского пресс-показа в узком кругу лиц устроили беспрецедентную пиар-кампанию, объявив его едва ли не лучшим фильмом всех времен и народов. Но большинство зрителей отнеслись к «Грузу…», как к неправдоподобной «чернухе», запоздалому сведению счетов с советским строем. У картины была самая скучная пресс-конференция, поскольку его создатели не могли сказать киножурналистам ничего, кроме односложных «да» и «нет».

Наиболее теплый прием встретили «Простые вещи» Алексея Попогребского – бытовая история из жизни 40-летнего врача-анестезиолога, снятая в стилистике 80-х годов прошлого века. Этот фильм открыл нового интеллигентного героя, но для наград главного национального фестиваля «…вещи» слишком уж камерны. Приз за режиссуру по справедливости нужно было отдать Кире Муратовой («Два в одном»), но для большого жюри ее очень условная картина, рисующая извращенные человеческие отношения, была заведомо неприемлемой. Остальные ленты конкурса либо говорили на недостаточно внятном языке («Отрыв» Александра Миндадзе, «Лучшее время года» Светланы Проскуриной), либо впадали в чрезмерную простоту («Кука» Ярослава Чиважевского, «Русалка» Анны Меликян), либо выводили на экран гомункулусов, больше похожих на пугала, чем на реальных людей («Кремень» Алексея Мизгирева, «Жестокость» Марины Любаковой). Особняком в этом ряду стояли «Тиски» Валерия Тодоровского, – нравоучительная, но этически неточная история диджея, ставшего наркодилером, и садо-мазохистский этюд 23-летней Валерии Гай-Германики «День рождения инфанты», создательница которого не имела никакой цели, кроме фиксации на камеру необычных отношений своих документальных персонажей.

Перекосы соревновательной программы могли бы выправить две «каннские» картины – «Изгнание» Андрея Звягинцева и «Александра» Александра Сокурова, но они, увы, были показаны вне конкурса. В результате полную и безоговорочную победу (лучший фильм, лучшая режиссура, лучшие мужские роли) одержали «Простые вещи», уступив «Кремню» лишь приз «за лучший сценарий» и «лучшую музыку». Лучшей актрисой была признана Маша Шалаева («Русалка»), хотя аналогичную роль она лучше сыграла в относительно недавней короткометражке «Завтра 18». «Грузу 200» достался лишь приз Гильдии киноведов и кинокритиков, да и то лишь потому, что регламент этой награды не предусматривал второго тура голосования. В схватке между двумя этими картинами бесспорную победу одержали бы «Простые вещи».

"