Posted 3 июля 2006,, 20:00

Published 3 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:09

Updated 8 марта, 09:09

Ответить на «пять» и не рухнуть в обморок

Ответить на «пять» и не рухнуть в обморок

3 июля 2006, 20:00
Бессонные ночи, горы учебников, победы и провалы. Родители пугают: «Не поступишь – будешь дворником». Репетиторы пытаются впихнуть недостающую тонну информации в уставшую голову вчерашнего школьника. Сам будущий студент худеет, бледнеет и трясется как осиновый лист от одной мысли о встрече с экзаменационной комиссией.

Между тем ни один из участников этой гонки не отдает себе отчета в том, что экзамен – это не только проверка знаний, но еще и нешуточный стресс для организма. Вместе со студенческим билетом можно запросто заполучить и серьезный диагноз.

Как жить и работать во время экзаменационной страды, чтобы не растерять здоровье на пути к намеченной цели, мы попросили рассказать психолога Нину ПЕТРОЧЕНКО.

– Обычно абитуриенты к началу вступительных экзаменов уже настолько морально измотаны, что не в состоянии справиться с охватившим их волнением. Им кажется, что они ничего не знают и что их непременно ожидает провал. Можно ли избавиться от навязчивых страхов и поднять самооценку?

– Пока молодой человек не найдет для себя точку опоры, его страхи не пройдут. Уверенности могут прибавить психологические тренинги, с помощью которых за короткий срок (7–10 сеансов) можно избавиться от предэкзаменационных страхов. Накануне «самого важного дня в жизни» советую не заучиваться допоздна, а на 10–15 минут погрузиться в ванну с настойкой валерианы (не больше 1 пузырька на ванну) и, закутавшись в теплое одеяло, хорошо поспать.

Бывает, что на экзамене страх блокирует человека изнутри: он забывает все, что знал. Одни ощущают сухость во рту, другие цепенеют, а некоторых тянет в туалет. В такой ситуации простой и забавный, но в то же время эффективный способ расслабиться – это представить маститых членов комиссии – академиков и кандидатов наук – в клоунских нарядах, играющих в чехарду или поднимающих гантели. Смешно? И не так страшно.

– Не секрет, что родители иногда нервничают едва ли не больше, чем будущие студенты. Пребывая во взвинченном состоянии, они дают бесконечные советы, бегают в приемную комиссию, ходят вместе с детьми на экзамены… Что можно порекомендовать переживающим мамам и папам?

– Да, родители иногда доставляют множество хлопот и абитуриентам, и преподавателям вузов, и самим себе. Они хотели бы уберечь своих ненаглядных «деточек» от нагрузок и даже экзамены сдавали бы за них, будь это возможно. Но, как бы это ни было сложно, необходимо понять, что ваш ребенок – другой человек, личность, которую надо уважать и принимать всерьез. Вы сделаете только хуже, давая бесконечные наставления в тот момент, когда ребенку надо быть максимально хладнокровным, сосредоточенным и спокойным. Это еще больше накалит ситуацию. Толку все равно не будет. Экзамен – это шанс проявить себя. Не надо мешать взрослеть и ошибаться.

– Как правильно вести себя на экзамене?

– Надо помнить: первое впечатление нельзя произвести дважды. А оно, между прочим, составляется за первые 7 секунд. Разговор выдает лишь 7% информации о тебе, 38% – мимика, жесты, взгляд, тембр голоса, 55% – тело. Поэтому не нужно пищать, дрожать голосом и хлопотать лицом. У абитуриента должна быть внутренняя уверенность в себе, даже если материал вызубрен не идеально. Ошибся? Не беда, с кем не бывает. Если ваше поведение будет спокойным и естественным, преподаватель это оценит.

– Нередки случаи, когда у абитуриента после получения неудовлетворительной оценки начинается самая настоящая истерика. Как достойно пережить горечь поражения?

– Наш организм умный, и, если его правильно настроить заранее, он не допустит перегрузки, следовательно, и стресса. Не поступил? Да, неприятно, горько, стыдно. Но надо заметить, что вокруг ничего не изменилось. Земля не перевернулась, конец света не настал. Значит, не смертельно. Если ничего не получилось, не переживайте и добивайтесь своего впредь.

КОММЕНТАРИЙ

Альберт КАДЫКОВ, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отделения реабилитации НИИ неврологии РАМН: – В современном мире стресс вызывают самые разные социальные и личные проблемы, а вступительные экзамены предъявляют серьезные требования к стрессоустойчивости не только абитуриентов, но и всего семейного окружения. Даже кратковременный стресс может нарушить работу нервной системы. При сильном или продолжительном стрессе, под воздействием чрезмерного волнения и учебных перегрузок затрачиваются резервные возможности организма, и могут выявляться те неврологические проблемы и отклонения от нормы, которые ранее не давали о себе знать. Дело в том, что реакцию на стресс формирует целая серия гормонов и ферментов: ведущим гормоном является адреналин, а одним из показателей степени напряженности организма – количество лактата. Их повышение – это результат чрезмерных нагрузок, которые, безусловно, следует оптимизировать. Обидно, если в самый «ответственный» момент происходит внезапный сбой. Поэтому очень важно поддерживать в норме кровяное давление, иначе подвергаются опасности сердечно-сосудистая система, вегетативная нервная система и головной мозг, нарушаются внимание и память, снижается умственная работоспособность. Современная неврология владеет значительным комлексом исследовательских и лечебных возможностей, выявляет малейшие нарушения и отклонения в здоровье, находит индивидуальные алгоритмы лечебных и профилактически-оздоровительных мероприятий, позволяющих поддерживать нужный уровень сосудистой реактивности тонуса. Также очень важен правильный образ жизни – рациональное питание, хороший сон, занятия спортом или прогулки на свежем воздухе.

"