Posted 3 июня 2008,, 20:00

Published 3 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:12

Updated 8 марта, 08:12

Камера в кустах

3 июня 2008, 20:00
Этим летом на подмосковных трассах установят 500 видеокамер и уже с 1 июля начнут штрафовать водителей за нарушения, зафиксированные на пленке. Об этом заявил в минувший понедельник начальник УГИБДД по Московской области Сергей Сергеев. Дело, может, и неплохое, но в России переняли зарубежный опыт лишь наполовину: уста

В апреле прошлого года в британском департаменте транспорта подсчитали, что с 1996 по 2006 год смертность пешеходов на дорогах сократилась почти на треть. За это же десятилетие число водителей, превышающих скорость в городской черте, снизилось на 18%. К таким впечатляющим показателям привела повсеместная установка видеокамер, фиксирующих нарушения на дорогах. В России уже давно говорят о необходимости перенимать передовой западный опыт. Этим летом видеокамеры появятся в Подмосковье. Причем работать они будут на законных основаниях. «Дело в том, что 1 июля вступают в силу поправки в Кодекс административных правонарушений, – пояснил «НИ» заместитель начальника отдела пропаганды УГИБДД ГУВД по Московской области Юрий Безруков. – Они разрешают штрафовать водителей за нарушения, зафиксированные на видео».

Для начала планируется установить 500 камер на Дмитровском, Горьковском и Ярославском шоссе. Часть из них будут стационарными, часть передвижными. При этом, как сообщил начальник областного УГИБДД Сергей Сергеев, специальных щитов, предупреждающих о видеосъемке на дорогах, не появится. Так что штраф о нарушении, зафиксированном на пленке, станет для водителя сюрпризом. Заметим: во многих европейских странах, на Украине, в Белоруссии и Казахстане установить камеру без такого предупреждающего плаката просто нельзя. Но наши дорожные инспекторы считают, что в этих щитах нет никакой необходимости. «Мы же не собираемся прятать в кустах или как-то маскировать камеры, – пояснил «НИ» г-н Безруков. – Они будут хорошо видны с дороги. Так что совершенно не нужно тратить деньги еще и на предупреждающие плакаты».

Действительно, согласно Постановлению по работе ДПС, в России разрешено скрытое патрулирование, в том числе с применением видеонаблюдения. Однако наши правозащитники считают это дискриминацией, притом малоэффективной. «Наше законодательство противоречит само себе, – рассказал «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Главная задача службы ДПС – предотвратить правонарушение. А скрытое патрулирование и видеонаблюдение позволяют только оштрафовать человека, который уже нарушил правила. Если бы о камерах предупреждали, автомобилисты были бы аккуратнее и не превышали скорость. Тогда действительно можно было бы говорить о профилактике ДТП. Но, как ни парадоксально, сокращение числа аварий невыгодно самому ГИБДД: ведь эффективность работы этой службы оценивается по числу открытых уголовных дел. Инспекторы боятся, что, если правонарушений станет меньше, и невольно возникнет вопрос: а зачем вообще нужна ДПС».

Другая проблема: в случае, если машина была продана по доверенности, уведомление о штрафе или повестку в суд получит ее ни в чем не повинный юридический владелец.

И наконец, еще одна деталь, чисто техническая: непонятно, каким образом на подмосковных дорогах будет осуществляться контроль за работой камер и их исправностью, если даже в крупных городах они то и дело выходят из строя.

"