Posted 3 февраля 2009,, 21:00

Published 3 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:42

Updated 8 марта, 07:42

«Бровченко против России»

«Бровченко против России»

3 февраля 2009, 21:00
«Бровченко против России»
Сюжет
Суды

Уголовное преследование бывшего заведующего московской адвокатской конторой Сергея Бровченко шло с перерывами почти девять лет. Трижды обвинительный приговор отменялся. Его выпустили из-под стражи, но затем, в четвертый раз, осудили на 6,5 года – ровно настолько, сколько он уже отсидел (первоначально давали девять лет). В конце прошлого года права российского адвоката впервые защитил Европейский суд по правам человека, вынеся решение в его пользу. Надзорная жалоба с учетом этого решения подана в очередной раз в Верховный суд РФ. Не исключено, что в ближайшее время состоится пятое по счету заседание суда. И Сергей Бровченко, наконец, будет оправдан...

Напомню вкратце его историю. Задержание и последующий арест адвоката Бровченко произошли 19 мая 1997 года. И сразу же новость прогремела на всю страну. Следствие еще делало самые первые шаги, как по ТВ и во многих СМИ с подачи следствия прозвучало: адвокат – наркобарон, задержан с поличным при попытке купить «с целью сбыта» чуть ли не пять килограммов кокаина. Презумпция невиновности, как известно, на русский язык не переводится.

«Новые Известия» не раз писали об этом скандальном деле. И о незаконном аресте («осмотр» салона машины подозреваемого, откуда был извлечен дипломат с наркотиками, производился без понятых). И о том, что в ходе заранее подготовленной операции не смогли задержать продавца наркотика – наверняка его просто не было. Газета высмеивала версию обвинения, согласно которой Бровченко достал из широких штанин миллион долларов (для такой суммы потребовался бы чемодан). Вес наркотика постоянно менялся и, наконец, «усох» вдвое. А потом, вопреки закону, просто был уничтожен. А в мешке, между прочим, обнаружили бирку «МВД». Этот так называемый главный вещдок, скорее всего, использовался милицией многократно.

Интересна подоплека случившегося: Бровченко наказали за его профессиональную деятельность – он сильно насолил калужским чекистам. Кстати, Верховный суд РФ трижды обращал на это внимание. И Страсбургский суд также. Это, конечно, версия, но она требовала проверки. Однако никто в России сделать этого не захотел. В Калуге были все основания не любить адвоката. Он «рассыпал» в судах несколько уголовных дел, расследованных ФСБ. Особенно, видимо, раздражило чекистов «дело Белова», бывшего их сослуживца, который благодаря стараниям Бровченко был оправдан во всех тяжких преступлениях, ему вменявшихся. Адвокаты в Калуге не решались браться за его защиту. А когда Ольга Горшкова взялась, она вскоре была избита в подъезде своего дома. Как свидетельствовала потом Горшкова в суде, ей при этом прямо сказали: уходи из дела. Зная все это, Бровченко тем не менее рискнул взяться за защиту Белова. И повел дело успешно.

Когда после задержания «с поличным» Бровченко оказался в СИЗО, его навестили два странных визитера – сотрудник московской милиции и полковник калужского ФСБ. Будто бы пытались устроить с ним торг: ты нам компромат на Белова, мы тебе послабление по делу. Был ли такой разговор или не был – узнать невозможно. Но защита с достоверностью установила, что эта странная парочка навещала в тюрьме подследственного. С какой бы стати? Защита просила допросить «непроцессуальных» гостей, но судьи всякий раз в этом отказывали.

25 декабря 2000 года в Страсбурге получили жалобу Бровченко. 18 декабря 2008 года состоялось постановление высшей международной инстанции. Сетовать на длительность процедуры не стоит. Международный суд разбирается во всем основательно. Да и жалобы из России все прибывают. И вот постановление. Суд отмечает нарушения нескольких пунктов Международной конвенции по защите прав и свобод граждан. Их вполне достаточно для нового судебного разбирательства «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами». Хотя на все эти обстоятельства защита многократно указывала в судах. Только судьи были слепы и глухи. Приведу лишь несколько нарушений прав подсудимого, отмеченных Европейским судом (их множество).

Суд обращает внимание на незаконность ареста и длительного содержания под стражей. Причем эта незаконность фиксируется не только международным правом, но и нашим, отечественным. В частности, и Конституционный суд РФ, и Пленум Верховного суда указывали, что одной тяжести преступления недостаточно для помещения за решетку. Тем более что ее еще предстоит доказать. Также по нашим законам человек может быть лишен свободы лишь по решению суда. Бровченко же посадили в тюрьму безо всякого суда. И никаких иных аргументов, кроме тяжести вменяемой статьи (возможность скрыться от следствия, повлиять на него и прочие), не было. Арестанта держали за решеткой и тогда, когда происходила отмена обвинительного приговора, а про меру пресечения не было речи. Конституционный суд России и по этому поводу высказывается категорично: выпускать арестанта на свободу. Но все российские судебные и прокурорские инстанции игнорировали его решение.

Международный суд в Страсбурге отметил также, что были нарушены все разумные сроки судопроизводства. Суд затянулся почти на девять лет. А между тем вопрос вроде бы был простейший: подозреваемого задержали якобы с поличным, он единственный обвиняемый. И эпизод обвинения также один. Кстати сказать, самый первый суд над Бровченко длился всего три дня. Но потом оказалось, что и вещдок вовсе не вещдок, и понятые не оказались на месте вовремя, и второй участник сделки неизвестен. Вот и пришлось врать, путаться, тянуть время... Волокита – непременное качество нашего судопроизводства. Но здесь была проявлена такая волокита, что, как считает заслуженный юрист РФ Сергей Пашин, «впору заносить ее в Книгу рекордов Гиннесса».

«Бровченко против России». Так звучит формула Европейского суда по правам человека. А вообще-то Сергей Бровченко за Россию. За то, чтобы в ней не нарушались права человека. И чтобы судейские чиновники всегда отвечали за нарушение закона.

Автор – редактор сайта «Samsebeadvokat»

"