Posted 2 сентября 2007,, 20:00

Published 2 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:36

Updated 8 марта, 08:36

«Тарас Бульба»

«Тарас Бульба»

2 сентября 2007, 20:00
Летняя украинская ночь. Огромное поле – холмистое, с пригорками. Вдалеке виднеется замок – массивный каменный исполин, словно из легенды о средневековых рыцарях. Впрочем, почти так оно и есть. Сама постройка, давно превратившаяся в музей, была возведена как раз в X–XII веках. Днестр, протекающий в каких-то тридцати мет

– Почему именно это место выбрали для съемок? – спрашиваю я.

– Это не я выбрал, это Гоголь выбрал. Те самые места, где он писал книгу, – объясняет режиссер. – Вот Днестр. Вон там место (показывает в сторону замка), где сжигали Бульбу. Я же по следам Гоголя и этих самых казаков, что называется, иду. А места, согласитесь, действительно очень красивые.



КОГДА БОРТКО НАЧИНАЕТ ТОПАТЬ НОГАМИ

Первое, что поражает на площадке: сколько же людей участвуют в съемке! Человек 500, а то и больше! Основную часть команды составляют артисты массовки, набранные из жителей местных селений. Специально для съемок мужчин-актеров подстригли под очень короткий «ежик» и сделали парики «в казацком духе». «Массовочники» – самый недисциплинированный народ: впервые работают в кино и все время норовят разбрестись по площадке, а, завидев известного артиста, могут сорваться с места (из кадра!) и броситься фотографироваться с кумиром.

– Так! Ребята! Казаки! Вы вдвоем вставайте возле дерева. Еще четверо – вот вы – возле лошадей! – разносится по округе зычный голос режиссера.

Первая сцена сегодня – обращение батьки к казакам. «Актер Украины №1» Богдан Ступка поправляет накладные усы, делающие его сдержанным и суровым. Экс-министра культуры Украины на роль Тараса Бульбы и Владимира Вдовиченкова на роль его старшего сына режиссер пригласил сразу. Именно в них он увидел гоголевских персонажей. «Если ты в театре хочешь ставить «Гамлета», а Гамлета у тебя нет, то лучше пьесу заменить», – почти поговоркой отвечает он на вопрос об актерах.

– Братья! – начинает Бульба-Ступка. – Перед нами дело великого подвига, великой казацкой доблести. Выпьем, товарищи, поперед всего за святую православную веру. За доблесть. Чтобы помнили внуки, и сыны тех внуков, что жили на этой земле такие, которые шли в бой, и не посрамили товарищество. За славу!

«Казаки» наполняют кубки водой (по сценарию это вино) и выпивают: за славу, за Отечество, за атамана.

– Сегодня еще не самая масштабная сцена, – рассказывает Бортко. – А тихая, «скромная». Люди же не воюют. Они просто слушают атамана, ходят по полю. Поэтому нет никакой разницы: 500 человек здесь работают, 700 или тысяча. Вот когда снимаем бой, это действительно сложно. Если все, что нужно для съемок, оказывается под рукой, то еще ничего. А если в последний момент обнаруживается, что одного нет, второго нет, а третье «еще не подвезли», тогда тяжело. Вчера, например, снимали сцену, где надо было сжечь пшеничное поле. А оно не горит, поскольку наша пиротехника оставляет желать лучшего. До четырех утра провозились, еле стояли на ногах. В таких случаях начинаешь кричать и топать ногами. Правда, у меня есть правило: я никогда не ругаюсь на актеров (я сейчас имею в виду не массовку, а исполнителей главных ролей). Потому что, как показывает практика, люди ранимые и творческие в ответ на крик могут замкнуться, и ничего уже толком не сыграют.



ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ…

Экранизация «Тараса Бульбы» – самый дорогой проект в истории российского телевидения. Бюджет – 25 млн. долларов. Проект, что называется, костюмный. В перерыве между дублями как раз беседую с художником по костюмам Екатериной. Оказывается, специально для картины она и ее коллеги изготовили 2,5 тыс. костюмов. С удивлением узнаю, что цвета и даже детали одежды вплоть до пуговиц подбираются в соответствии с характерами персонажей. У Бульбы около 15 разных костюмов – обширный «гардероб» демонстрирует высокий ранг этого человека. Остап, старший сын атамана, не очень аккуратен и избирателен в одежде: лишь бы было удобно драться. Остап – воин. А вот более мягкий Андрий в первом же кадре появляется в «светлых» доспехах, очевидно, добытых в бою с поляками. Это подчеркивает, что молодой человек изначально тяготеет к западной цивилизации.

Богдан Сильвестрович Ступка делится своими размышлениями на эту тему: «Я люблю исторические костюмы. Чувствую себя в них лучше, чем в современных. Наверное, я должен был родиться сто, двести, триста лет назад. Вообще мужики любят наряжаться, как ни странно это звучит. Они, как петухи, красуются перед женщинами. Возьмите историю костюма за тысячу лет и вы увидите, что мужчины напридумывали себе: перья, шляпы, брюки, галифе, трико. У женщин моделей было гораздо меньше: юбка, платье – вот, пожалуй, и все. Правда, в последнее столетие дамы у нас брюки позаимствовали».



НОЧНАЯ ЖИЗНЬ «ЗВЕЗД»

Не случайно съемки ряда сцен проходили ночью, речь ведь идет об осаде польской крепости. Именно в это время суток в военном лагере под стенами замка разворачиваются важные и подчас трагические события. Пока, правда, до трагедии далеко. Войско мирно дегустирует вино, верный друг и сподвижник Тараса по имени Шило (его играет Михаил Боярский) распаковывает воз с провизией. Младший сын Бульбы Андрий бодро прогуливается вдоль повозок. Как вы помните, по сюжету он влюбляется в польскую красавицу (которую, кстати, играет настоящая полька Магдалена Мельцаж), переходит на сторону поляков, а затем в бою его убивает собственный отец.

Но Игорь Петренко, играющий роль Андрия, в какой-то мере оправдывает своего героя:

– Мне кажется, Андрий не предатель. Он не струсил, не спрятался. Тарас Бульба говорит: «Никто не может любить так, как русский человек». В этом, наверное, весь мой герой. Он бился не за поляков, он перешел на сторону своей любви. Хотя, конечно, не все так однозначно. Что должно происходить в душе человека, чтобы он стал воевать против тех, с кем вчера ел за одним столом?

Игорь и «за кадром», в палатке, где в перерывах отдыхают артисты, весел и разговорчив. Объясняет, что в жизни он «сова» и рано ложиться спать не привык. К тому же накануне у него выпал недельный перерыв в работе, и он с удовольствием провел эти семь дней с женой – актрисой Екатериной Климовой и двумя детьми (младшему из которых недавно исполнилось восемь месяцев). По его словам, отлично отдохнул, выспался, и даже успел немного соскучиться по работе.

А вот его коллега Владимир Вдовиченков (Остап) хмур и необщителен. Весь перерыв актер повторял текст, потом отправился задумчиво бродить вдоль крепостного вала. Когда закончилась смена, Володя устало выдохнул: «Простите, но пообщаться не получится. Очень хочется спать». И уехал с площадки на квадрацикле. Это экстремальный вид транспорта стал практически штатным способом передвижения киногруппы, поскольку вагончики гримерных находятся метрах в трехстах вниз по проселочной дороге, где машине просто не проехать. Вот артистам и приходится ездить на квадрациклах к замку и обратно.



БОРТКО УХОДИТ ИЗ КИНО

На съемках строгий мэтр шокировал меня заявлением, что «Тарас Бульба» – его последний фильм. Больше режиссер снимать кино не намерен.

– Надо достойно завершить кинокарьеру, – сказал Бортко. – Мне 60 лет. В этом возрасте люди уходят на пенсию. Наверное, эта цифра взята не с потолка – человек к шестидесяти годам действительно устает.

– Вы думаете, что кто-то еще сможет экранизировать классику также замечательно? – интересуюсь я.

– Кто сказал, что я снимаю классику лучше всех? Это не так. Бегать по горам с микрофоном с криками «стой, куда идешь?!» это все-таки занятие для молодых. А я сделал достаточно в своей жизни. Но на пенсию не собираюсь. Просто хочу сменить род деятельности – заняться политикой. Сидеть в мраморном зале, принимать исторические решения (смеется). Разве плохо? Я шучу, конечно. Но, как говорится, в каждой шутке лишь доля от шутки, остальное – правда.

Будем надеяться, что Владимир Владимирович просто сильно устал. Тем более что были трудные ночные съемки. Пройдет время, режиссер отдохнет (выспится!) и подарит своим поклонникам еще не один замечательный фильм.

ДРУГИЕ «БУЛЬБЫ»

Впервые повесть Гоголя «Тарас Бульба» хотел экранизировать актер и режиссер Александр Довженко. Съемки уже стояли в планах киевской киностудии, первый съемочный день был запланировал на…22 июня 1941 года. В этот день началась Великая Отечественная война, и большая часть съемочной группы ушла на фронт. В конце 60-х годов «Тараса Бульбу» мечтал поставить Сергей Бондарчук, сам написал сценарий и намеревался сыграть главного героя. Однако чиновники от кино настоятельно порекомендовали ему «выбрать какое-нибудь другое произведение для воплощения на экране».

"