Posted 2 сентября 2003,, 20:00

Published 2 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Дорожный клин

2 сентября 2003, 20:00
Водителям грозит возвращение талонов и «эвакуаторов»

Вице-премьер Владимир Яковлев на днях заявил о необходимости внесения в Административный кодекс поправок, сулящих владельцам автомобилей новую головную боль. Это заявление комментирует известный адвокат Леонид ОЛЬШАНСКИЙ – вице-президент Движения автомобилистов России.

–Леонид Дмитриевич, какие новации предлагает господин Яковлев?

– В том-то и дело, что ничего нового. Речь идет о возвращении к тем непопулярным мерам, которые были исключены из Административного кодекса в 1997 году, – увеличению суммы штрафа за нарушения правил дорожного движения, введению талонов предупреждений и штрафных баллов, появлению на дорогах «эвакуаторов», лишению водительских прав не на три-четыре месяца, как сегодня, а на годы.

– Что заставило вице-премьера выступить с этой инициативой?

– Насколько мне известно, вице-премьер не является крупным специалистом в области административного права или дорожного движения. Высказанные им предложения, скорее всего, попросту подсказаны руководством ГИБДД-ГАИ. Генералы-«гаишники», видимо, решили снова попытать счастья, забыв о том, что ситуация изменилась.

– Что имеется в виду?

– Работа над новым Кодексом РФ об административных правонарушениях велась десять лет. Камнем преткновения стала именно 12-я глава, в которой сосредоточены нормы, предусматривающие ответственность водителей и права ГАИ. В свое время президент наложил вето на предпоследний вариант кодекса и передал в Думу свои замечания. Но к 12-й главе у него претензий не было, и он согласился с необходимостью изъятия из этой статьи жестких мер. Почти год в стенах Госдумы работала согласительная комиссия. Эти замечания были учтены, за окончательный вариант кодекса (без применения репрессий) проголосовали подавляющее большинство депутатов, и 1 июля 2002 года он вступил в силу.

– Чем мотивируются предложения по реанимации крайне непопулярных среди водителей мер?

– В ГАИ запели старую песню: растет, мол, аварийность. Это не более чем манипуляция цифрами. По данным статистиков и социологов, аварийность у нас не растет, а падает. Увеличение числа дорожно-транспортных происшествий в стране обусловлено ростом автопарка. А ужесточение наказаний никогда не служило стопроцентной гарантией снижения числа нарушений.

– На ваш взгляд, можно ли считать законными предложенные вице-премьером «инициативы»?

– Конечно же, нет. Во-первых, согласно статье 19 Конституции РФ все граждане равны перед законом и судом, независимо от социального и материального положения, рода занятий, места жительства. Поэтому нельзя по прихоти ГАИ ставить собственника транспортного средства в заведомо худшее положение, нежели нарушителя таможенных, паспортных, экологических и любых других правил и норм. Введение штрафного талона для водителя будет оправдано только после появления, к примеру, талона контрабандиста, безбилетника или браконьера.

Изъятие водительского удостоверения на срок до уплаты штрафа противоречит нормам гражданского права, согласно которому брать в залог какие бы то ни было документы категорически запрещается. К тому же залог, как любой другой договор (аренда, купля, продажа), – дело добровольное, а не принудительное. Что касается «эвакуаторов», это и вовсе посягательство на собственность граждан без решения суда. Если штраф и лишение удостоверения можно еще обжаловать, то «эвакуация» происходит мгновенно, чаще без ведома владельца, и никакие апелляции ему потом не помогут. Не говоря уж о том, что бывали случаи, когда с жертвами «эвакуации» случался инфаркт: они думали, что машину попросту угнали...

"