Posted 2 августа 2004,, 20:00

Published 2 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Стандарты двойного назначения

2 августа 2004, 20:00
В нашей стране существуют законы, защищающие права потребителей. Главное требование – товар должен быть качественным и абсолютно безопасным. Но на практике интересы потребителей часто оказываются на последнем месте, а к соблюдению безопасности и качества относятся как к пустой формальности. Подобный подход чреват серье

Проблема соблюдения качества и безопасности особенно актуальна для пассажирских вагонов. Для них установлены определенные требования: санитарные, противопожарные, технические и так далее. Все эти требования разрабатывает либо утверждает ОАО «Российские железные дороги», а раньше эти функции принадлежали Министерству путей сообщения. Иначе говоря, отечественные железнодорожники не могут приобретать и эксплуатировать подвижной состав, который не соответствует установленным стандартам. Но, как недавно выяснилось, требования железнодорожного начальства обязательны лишь для российских подрядчиков. Зато их конкурентам с Украины, похоже, незачем беспокоиться.

В недавнем прошлом Московская железная дорога получила от ОАО «Днепровагонремстрой» из Днепропетровска 100 пассажирских вагонов. Украинские вагоноремонтники выполнили работы по контракту, заключенному в 2001 году с МПС России. А год спустя российские железнодорожники заплатили за отремонтированные вагоны порядка миллиарда рублей. Недавно стало известно, что украинским ремонтникам собираются заказать новую партию вагонов. Конечно, капитальный ремонт выгоден, он намного дешевле постройки вагона «с нуля», а в итоге получается практически новое изделие. Словом, все хорошо, если бы не одно обстоятельство.

Специалисты, уже имевшие дело с вагонами из Днепропетровска, прекрасно знают их недостатки. Главный из них – несоответствие требованиям безопасности пассажиров. По утверждению одного из технических специалистов Московской железной дороги, в конструкциях этих вагонов отсутствовала система водяного пожаротушения, в них широко применялся горючий пластик, низкой огнестойкостью характеризовались межкупейные перегородки. Как считают эксперты, непосредственно изучавшие днепропетровские вагоны, стеклопластиковые панели интерьера при горении выделяют по крайней мере два токсичных компонента, сильно превышая предельно допустимую концентрацию. И это отнюдь не весь список недочетов. Тем не менее вагоны уже используются, и делается попытка заказать новую партию.

В связи с этим нельзя не отметить, что российские вагоностроители, например, вагоноремонтные заводы ОАО «РЖД», ремонтируют вагоны намного лучше, и проблем с качеством и безопасностью здесь не возникает. Кстати, по причине многочисленных нарушений от услуг украинского завода отказалась Белоруссия: там считают, что риск себя не оправдывает. А стандарты и требования к пассажирским вагонам в Белоруссии идентичны нашим. Нельзя также исключать, что одной из причин отказа стало наличие у правоохранительных органов Украины весьма серьезных вопросов к главе «Днепровагонремстроя» Александру Бойко. Но Россия идет особым путем: она не просто финансирует зарубежного производителя, но и рискует жизнями своих граждан.

"