Posted 2 апреля 2012,, 20:00

Published 2 апреля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:49

Updated 8 марта, 05:49

«Подумала, что-то взорвалось»

«Подумала, что-то взорвалось»

2 апреля 2012, 20:00
Вчера утром под Тюменью упал самолет авиакомпании «Ю-Тэйр». Из 43 человек, находившихся на борту, погиб 31. 12 пассажиров выжили. Следствие рассматривает две основные версии крушения – ошибка пилотирования и техническая неисправность. Эксперты предполагают, что причиной аварии, скорее всего, стало то, что лайнер иностр

Самолет ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр» поднялся в небо в аэропорту «Рощино» и полетел по маршруту Тюмень–Сургут. Спустя пару минут после взлета авиалайнер попытался выполнить вынужденную посадку в полутора километрах от аэродрома, но крушения избежать не удалось. Машина рухнула под Тюменью в 5.50 утра (мск). На борту находились 43 человека – 39 пассажиров и четыре члена экипажа. Большинство людей погибли – 31 человек. 12 ранены, все они находятся в тяжелом состоянии. Губернатор Тюменской области Владимир Якушев подписал постановление об объявлении дней траура с 4 по 6 апреля. По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Расследованием займется главное управление Следственного комитета РФ.

«Я стояла в комнате и молилась, – рассказала «НИ» пожилая жительница села Горьковка Тюменской области. – Услышала грохот. Выглянула посмотреть, что случилось, но ничего не увидела. Подумала: мало ли, что-то взорвалось. Мне только спустя час после аварии, в районе девяти утра, сын рассказал, что это самолет». «Как выглядит место трагедии, можно разглядеть только с расстояния не ближе 100 метров, – поделился с «НИ» корреспондент тюменского филиала телеканала ВГТРК Вячеслав Мартынов. – Ближе ни местных жителей, ни представителей СМИ не пускают. Я видел только останки самолета. Хвост лежит как-то отдельно от остальных обломков, также передняя часть самолета достаточно хорошо сохранилась». Эту же информацию подтвердил «НИ» и директор библиотеки села Горьковка, который попросил нас не называть его имя в прессе. «Место крушения находится на расстоянии полукилометра от села. Утром по пути на работу увидел «скорую» и пожарных, пошел посмотреть, что случилось, но территория была оцеплена, и никого из жителей не пропускали», – пояснил нам местный житель.

«На месте крушения я была в районе полудня, – рассказывает «НИ» главный редактор тюменской газеты «Ямская слобода» Наталья Паршута. – В это время на место прибывали родственники погибших и пострадавших в происшествии. Тогда еще не было известно обо всех пострадавших и не все выжившие в аварии, которые были направлены в больницу, были опознаны. Родственники, прибывшие в аэропорт, надеялись среди них узнать своих родных. Для меня было самое страшное – это увидеть людей, родственников, переживавших за своих близких и пытавшихся найти их среди живых. На месте происшествия работали психологи и врачи. Дорога к обломкам самолета была прочищена бульдозерами, но туда, конечно, никого не пускали. Мы буквально по сугробам пробирались к месту крушения для того, чтобы сделать фотографии – приблизительно на два километра».

«НИ» обратились в Областную клиническую больницу №2, куда доставили пострадавших. Однако какую-либо информацию о состоянии пострадавших там предоставить отказались. В «Живом Журнале» молодой человек под ником Oguretzz сообщил, что находится в этой больнице, и описал свои впечатления от увиденного. «В данный момент я нахожусь в областной больнице города Тюмень. Значительную часть выживших и погибших при падении самолета сегодня утром привезли сюда, – пишет блогер. – Живых обследуют, мертвых складывают в спортзале. Там полный спортзал трупов. Врачи говорят, что не пойдут больше в этот спортзал. Моему напарнику все время звонят друзья и родственники, чтобы спросить, жив ли он. Мне на данный момент позвонил только дедушка...». Ему в ответ пишет девушка, что у ее знакомой Маши в самолете были родственники: «Все утро ждали списки. Дождались. Среди выживших ее знакомых нет».

На место аварии вчера выехала комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК). На данный момент следствие рассматривает в качестве приоритетных две версии крушения самолета под Тюменью: ошибка в пилотировании или техническая неисправность. «Комиссия от МАКа почти наверняка объявит виновниками летчиков. Это у них уже отлаженная методика», – говорит «НИ» один из авторитетных экспертов по безопасности полетов, близкий к расследованию. Эту же мысль подтверждает и летчик-испытатель 1 класса, действительный член Международной академии проблем человека, авиации и космонавтики Александр Акименков. «Катастрофы часто не расследуются по существу, так как МАК выполняет сразу две роли: сначала сертифицирует полеты, а потом расследует катастрофы», – отмечает Александр Акименков в беседе с «НИ».

«Самолет оторвался от взлетной полосы, и буквально через три минуты у него возникло кренение (наклон. – «НИ»). Это случай не редкий, когда в момент набора высоты самолет теряет устойчивость, делая полный переворот или падая под большим углом, – говорит эксперт «НИ» по безопасности полетов. – В данной ситуации похоже, что он упал верхней частью фюзеляжа вниз. Об этом свидетельствует то, что экипаж погиб, а часть пассажиров, что сидели в хвостовой части, выжили». Независимый эксперт отметил, что выжить в момент аварии поможет самый обычный инструктаж по безопасности, который проводят стюардессы, который традиционно проводится в начале полета. «Также надо обязательно убрать вещи с верхних полок, потому что при внештатном маневре все сумки падают с этих полок и добивают тех, кто остался жив, – говорит наш собеседник. – При выборе места следует помнить, что хвостовая часть после перелома фюзеляжа чаще всего остается целой. К тому же топливные баки находятся в крыльях и центральной части фюзеляжа, поэтому при возникновении пожара те, кто сидит в центре самолета, гибнут с большей степенью вероятности».

По мнению специалиста, в данном случае причина кренения самолета либо в отказе техники, либо в том, что что-то возникло между летчиками. «Мало ли, что могло произойти на борту. Летчики были очень молодые, очевидно, они не имели достаточного опыта, – продолжает наш собеседник. – Тем более самолет был не российского производства, а зарубежного, что всегда добавляет пилотам сложности. К импортным самолетам не прилагается даже документация на русском языке. То есть к чайникам иностранного производства инструкция на русском языке есть, а вот к самолетам – нет».

Александр Акименков в беседе с «НИ» рассказал, что возможная причина крушения заключается в том, что иностранный самолет мог быть просто не приспособлен к полетам в условиях российского севера. «Когда происходит смешивание влажного воздуха с Гольфстрима и холодного арктического воздуха, образуется вода, которая потом покрывает льдом весь самолет. Эту особенность климатических условий в Сибири западная авиатехника могла не учесть. Скорее всего, у них установлена менее мощная антиобледенительная система на самолете», – говорит «НИ» летчик. По словам г-на Акименкова, авария в Тюмени в первую очередь связана с обмерзанием двигателя. «Вероятней всего, в районе входного отверстия в двигателе образовались ледышки, которые в момент взлета оторвались от конструкции и повредили лопатки компрессора. Из-за чего в двигателе начались вихри, – анализирует причины аварии Александр Акименков. – Я думаю, что на этом самолете было самовыключение двигателя, в такой ситуации так всегда происходит на гражданских самолетах. Поэтому от самолета шел черный шлейф дыма, который в момент падения лайнера увидели очевидцы. Летчики в этой ситуации приняли единственно верное решение – произвести посадку. Но им, по-видимому, помешали обмерзание корпуса самолета, которое резко ухудшило аэродинамику, и неровная поверхность посадки (в тундре, как известно, одни кочки), что и привело к разрушению».

СПРАВКА

Самолет ATR-72–200 - среднемагистральный пассажирский самолет для местных авиалиний, говорится на сайте авиакомпании «ЮТэйр». Предназначен для перевозки людей на средние расстояния и управляется двумя пилотами. Максимально вмещает 74 пассажира. Самолет был создан на базе АТР-42, разработчики удлинили корпус на 4,5 метра, а также увеличили размах крыла и топливный бак (на 10%). Кроме того, воздушное судно оснастили более мощными двигателями. О начале работ над созданием ATР-72 было объявлено еще в 1986 году. В сентябре 1989 года состоялась его сертификация во Франции. На данный момент разбилось 12 самолетов этого типа по всему миру.

"