Posted 2 февраля 2012,, 20:00

Published 2 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 06:02

Updated 8 марта, 06:02

Где вас учили таким манерам?

Где вас учили таким манерам?

2 февраля 2012, 20:00
Я знаю, что ничего не знаю, – судя по всему, именно этим изречением Сократа руководствуются слушатели многочисленных тренингов по бизнес-этикету. Казалось бы, чему там могут научиться образованные люди, уже достигшие определенных карьерных высот, которые должны и так без проблем ориентироваться в правилах, принятых в д

Кого пропустить вперед в дверях – своего руководителя или старшую по возрасту, но нижестоящую по положению сотрудницу? Как определить свое место на переговорах? Как преподнести подарок деловым партнерам? Для тех, кто работает в организациях, где правила поведения относительно свободные, эти затруднения могут показаться просто смешными. Но если человек трудится в крупной корпорации, где принято все регламентировать, то с недостатком соответствующих знаний иной раз приходится несладко. Ведь из этих на первый взгляд незначительных мелочей в итоге складывается репутация и имидж сотрудника, которые дальше могут влиять на его карьеру.

Искусство быть серьезным

Тренинги по деловому этикету могут быть как универсальными, так и адресованными для определенной прослойки трудового коллектива, начиная с рядового персонала и заканчивая руководителями. Разумеется, все эти занятия строятся на одном фундаменте и дают общие представления о хороших манерах в деловом мире, однако в зависимости от занимаемой должности акценты в них расставлены по-разному. Специфика занятий напрямую зависит от того, в чем заключается работа пришедших на тренинг слушателей. В частности, обслуживающий персонал в первую очередь учится работе с клиентами. Здесь много своих нюансов: с одной стороны, такие сотрудники должны обладать техникой эффективных продаж, а с другой – не быть навязчивыми, чтобы не вызвать отторжения. Секретари помимо искусства телефонных переговоров и деловой переписки осваивают этикет отношений с руководителем. А менеджеры, постоянно участвующие в переговорах, постигают навыки общения с бизнес-партнерами и учатся вести себя на совещаниях.

Что касается руководителей, то некоторым из них порой сложно понять, что хорошие манеры по отношению к своим сотрудникам и партнерам – это не жест доброй воли, а непременное условия для эффективного управления персоналом и соответственно дальнейшего развития бизнеса. Здесь все просто: некорректное поведение зарвавшегося босса компании по отношению к партнерам в итоге приведет к разрыву отношений. А нечто подобное по отношению к подчиненным – к излишней нервозности в коллективе. В итоге эффективность деятельности сотрудников может заметно снизиться, и тогда результат своего поведения шеф почувствует на себе. Впрочем, у руководителей иногда бывают и прямо противоположные проблемы. Многие из них из-за неправильного позиционирования и внешнего вида не могут завоевать авторитет в коллективе, а это значит, что сотрудники будут пренебрежительно относиться к поставленным перед ними задачам, и это опять же скажется на работе компании.

С оглядкой на декольте и маникюр

Большое внимание на тренингах по этикету посвящено вопросам имиджа. Здесь российские руководители, обратившиеся за помощью к специалистам, чаще всего сталкиваются с мужской небрежностью и женской чрезмерностью. И если в первом случае любители белых носков в сочетании с темными костюмами в первую очередь наносят урон собственной репутации, то во втором – могут пострадать интересы компании.

Известны случаи, когда чересчур откровенные декольте и короткие юбки буквально срывали переговоры, притягивая все внимание на себя. При этом на популярности фирмы это отражалось самым негативным образом: деловые партнеры, завидев подобных сотрудниц, нередко приходили к выводу, что ошиблись заведением, и прекращали сотрудничество. Однако это крайние случаи – чаще всего исправлять приходится более мелкие недостатки.

«Длинные, иногда нарощенные ногти – яркий тому пример, – поясняет бизнес-тренер по деловому общению центра делового развития «Профи-Карьера» Татьяна Тетерина. – Сотрудницы, не знакомые с понятием «дресс-код», порой не могут выполнить банальные поручения. Однажды коммерческий директор фирмы попросил свою помощницу наклеить этикетки на подарки деловым партнерам, но она из-за специфического маникюра не смогла это сделать, и ему пришлось заниматься этим самому. А как-то раз важные клиенты, заметив, что секретарь компании набирает текст на компьютере с помощью карандаша, чтобы не сломать ноготь, отказались сотрудничать с таким предприятием».

«Здесь нет женщин и мужчин – только сотрудники»

Трудности зачастую возникают и при общении с зарубежными партнерами. «На Западе считается, что улыбка – это непременный атрибут делового человека, – утверждает г-жа Тетерина. – Таким образом иностранцы сразу стремятся расположить собеседника к себе и показать ему, что общение будет комфортным и психологически безопасным. У нас традиция прямо противоположная. Все принято делать с натугой и со строгим выражением лица, чтобы окружающие считали, что выполняется какая-то чрезвычайно важная миссия, которая потребовала огромных трудозатрат. Кроме того, россияне до последнего стараются держать дистанцию, но когда у них создается впечатление, что она уже не нужна, начинается панибратство, которое непонятно и неприятно зарубежным коллегам. Поэтому на занятиях нашим взрослым ученикам приходится объяснять, что культура общения заключается в полутонах».

Вопросы иерархии тоже напрямую относятся к деловому этикету и, как утверждают тренеры, часто вызывают бурные дискуссии. К примеру, как завоевать авторитет у коллег новоиспеченному начальнику, который только вчера сам был рядовым сотрудником этого коллектива? Или как объяснить новичкам, привыкшим на своем последнем месте работы к неформальным отношениям с руководством, что теперь им следует соблюдать субординацию?

Борьба полов – еще одна проблема, с которой постоянно сталкиваются специалисты по деловому этикету. «Дело в том, что наши дамы по-прежнему требуют к себе особого отношения со стороны мужчин даже на работе, – комментирует г-жа Тетерина. – Они считают, что их обязаны пропускать вперед, подвигать стул, подавать пальто и делать всевозможные поблажки. Но здесь все же не стоит забывать, что деловая коммуникация предполагает равноправие, и здесь не может быть женщин и мужчин – только сотрудники».

В зависимости от специфики занятий тренинги по этикету могут длиться от нескольких часов до двух-трех дней. По словам директора по продажам компании «Бизнес-тренинг и консалтинг» Ирины Абдрахмановой, они могут быть как групповыми, рассчитанными на 10–15 человек, так и индивидуальными, которые особенно востребованы среди руководителей. Что касается стоимости семинаров, то здесь все зависит от их тематики, продолжительности и числа слушателей. Однако в среднем интенсивная работа, растягивающаяся на два дня, обойдется в 10–15 тыс. рублей с человека.

"