Posted 1 апреля 2012,, 20:00

Published 1 апреля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:50

Updated 8 марта, 05:50

Утомленные сбором

Утомленные сбором

1 апреля 2012, 20:00
Сегодня Российский союз правообладателей (РСП), созданный по инициативе Никиты Михалкова, подаст апелляционную жалобу в Верховный суд Дагестана на решение Акушинского районного суда республики, 2 марта потребовавшего приостановить деятельность РСП. Тогда судья Мурад Исмаилов решил, что Минюст незаконным образом зарегис

Новый виток конфликта вокруг скандального налога на «болванки» начался после того, как дагестанский шансонье Магомедрасул Курбанмагомедов предъявил иск к Минюсту и потребовал признать незаконной регистрацию Российского союза правообладателей (РСП) – того самого союза, который в 2009 году был создан по инициативе Никиты Михалкова. Напомним, что мэтр российской кинематографии предложил собирать дополнительный налог с импортеров и производителей «болванок» и мультимедийной техники, а деньги направлять тем, кому пираты причиняют вред, то есть музыкантам и кинематографистам. Дагестанский автор-исполнитель усомнился в справедливости созданного союза, поскольку «далеко не все члены РСП являются правообладателями», а кроме того, у РСП нет филиала в Дагестане и певцу некуда обратиться, чтобы получать полагающиеся выплаты.

Между тем это далеко не первый скандал вокруг михалковского налога… То, что налог вступил в силу, потребители ощутили еще в январе 2011 года, когда цены на цифровую технику (а также флешки, CD, DVD и т.п.) заметно выросли. И хотя очередное подорожание покупатели смиренно проглотили, молчать не могли те, кого деятельность РСП касается напрямую. Так, в частности, представители мультимедийного производства инициировали в блогах акцию «30 копеек для режиссера» и призывали отправлять в союз Никиты Михалкова легальный контент (т.е. диски, на которые записаны, например, семейные фотографии) и шесть монет по пять копеек, что является намеком на библейские 30 сребреников. Помимо блогеров с введением «налога на болванки» не соглашались и некоторые деятели культуры.

Режиссеру Гарри Бардину полагаются солидные отчисления за анимационный фильм «Гадкий утенок», вышедший в прокат как раз в ту пору, когда РСП начал свою деятельность. Однако по сей день мультипликатор так и не вступил в ряды РСП, поскольку он не принимает «все, что связано с именем Михалкова».

По замыслу Михалкова все собранные средства РСП должен распределять среди авторов музыки и создателей кинофильмов, поскольку именно их произведения наиболее часто используются незаконно – выкладываются в Интернете, тиражируются пиратскими копиями, проигрываются на дискотеках и в клубах. Фактически налог вводился для того, чтобы частично компенсировать убытки тех, кто пострадал от пиратов. Однако это нововведение приживается пока не очень успешно.

Стоимость ввозимой в страну техники, облагающейся 1% налогом, составляет 300 млрд. долларов. Получается, что сбор теоретически должен быть равен 300 млн. долларов и далее распределяться среди музыкантов и кинематографистов. Однако первый заместитель генерального директора РСП Андрей Кричевский отмечает «НИ», что столь большая сумма появляется только в теории, ведь необходимо учитывать, что импортеры порой, скрываясь от налога, занижают отчетные цифры, есть «черный» и «серый» импорт, в случаях которого речи об отчислениях вообще не ведется. Поэтому, по словам г-на Кричевского, РСП максимум может собрать 120–150 млн. долларов. Но это «теоретически», а в минувшем году, по уверениям, удалось собрать лишь 24 млн. долларов. Именно от этой суммы и получат отчисления все члены РСП, которые успели зарегистрироваться в этой организации…

Магомедрасул Курбанмагомедов не только не смог вступить в союз, но и потребовал, чтобы суд признал все отчисления РСП незаконными. «В самом деле, получается странно: отчисления должны направляться абсолютно всем правообладателям без исключений. Но ведь как в реальности? Если ты зарегистрирован там у них в союзе, заполнил бесконечные документы, то о тебе вспомнят и деньги пришлют, а если нет, то никто о твоем существовании и не узнает», – сказал корреспонденту «НИ» адвокат дагестанского певца Азамат Шапиев.

После неоднократных попыток «НИ» связаться с самим Магомедрасулом Курбанмагомедовым его адвокаты сообщили, что «по-русски певец говорит плохо, а иск от его имени составляли юристы, и на все вопросы за него отвечают они». Оказалось, что адвокат Азамат Шапиев является по совместительству и юристом РОСП – Российского общества по смежным правам. Именно этот факт и насторожил многочисленных защитников михалковского союза. «Дело в том, что не первый год подряд организация РОСП самостоятельно или через подконтрольных лиц обращается в суды различных уровней с той целью, чтобы нашу деятельность признали незаконной. Они мечтают нас закрыть, чтобы избавиться от конкуренции», – сказал «НИ» первый заместитель гендиректора РСП Андрей Кричевский.

Между РОСП и РСП – давнее противостояние. По словам юриста Ирины Тулубьевой, сам дагестанский процесс «нарушает все мыслимые нормы», поскольку по гражданскому процессуальному кодексу заявление в таких случаях подается по месту нахождения ответчика. Следовательно, судья не имел права рассматривать это дело, а должен был передать его в Москву, где и находится Минюст.

Однако все доводы Тулубьевой представителям РОСПа кажутся несправедливыми. «Мы давно не даем им покоя», – сказал главный юрист РОСП Руслан Машуилов. Дело в том, что РОСП был основан значительно раньше – еще в начале 1990-х годов. И в те же годы он получил право собирать налог с производителей техники. Однако авторскими выплатами он не занимался, поскольку для этого не хватало законодательной базы. В итоге РОСП могло приступить к сбору авторских отчислений только в 2008 году, но и тогда дело оставалось за малым – в перечне документов не хватало постановления Министерства культуры о ставке и порядке сборов.

В 2010 году такое постановление наконец появилось. Однако оказалось, что у РОСПа есть конкурент в лице михалковского РСП. И получилось, что на протяжении многих лет РОСП готовил поле деятельности, осваивал законодательную базу, накапливал опыт, а играет на этом поле Михалковский союз. «К нам по-прежнему обращаются люди, – продолжает Руслан Машуилов. – Всех возмущает: почему сбором налогов занимаемся не мы, а РСП. За два месяца они создали и зарегистрировали организацию, чтобы, используя имя Михалкова, собирать этот налог. Не первый год мы пытаемся доказать в суде, что РСП было зарегистрировано с нарушениями, но нас не слышат, какие бы доводы мы ни приводили. Скажем, в РСП говорят, что они имеют филиалы в 44 регионах страны, а на деле оказывается, что у них лишь один офис в Москве и нет никаких филиалов – причем не только в столице, но и в регионах. Или другой пример. По закону членами Союза могут являться только правообладатели – то есть сами создатели интеллектуальной продукции. Но в РСП множество посторонних лиц – те, кто никакого отношения к интеллектуальным правам не имеет, то есть они по профессии бывшие охранники, милиционеры, но никак не обладатели авторских или смежных прав. И еще один момент: музыканты и кинематографисты не получают полагающихся им вознаграждений. РСП занимается тем, что манипулирует статистикой, поскольку величина отчисления определяется твоим рейтингом (от него, дескать, зависит количество скачиваний и пиратских копий). Однако проверить эти цифры трудно, и потому основная масса деятелей культуры остается без минимальных средств поддержки».

«НИ» обратились к продюсеру Иосифу Пригожину, чья супруга Валерия (а также целый ряд его артистов) зарегистрирована в реестре РСП. «Мы оттуда ни копейки не получаем, – сказал г-н Пригожин. – Мало того, официально нас туда никто не приглашал, я даже удивлен, что мы попали в реестр, ведь никаких документов не заполняли. Возможно, что РСП делает это автоматически в отношении наиболее известных лиц. Во всяком случае, могу сказать, что в последнее время ни одного цента ниоткуда не получаем, если не считать концертную деятельность».

С ним солидарен директор группы «Смысловые галлюцинации» Олег Гененфельд: «По сей день мы ничего не получили от РСП, – говорит он «НИ». – Хотя в свое время отправили им многочисленные бумаги в расчете на отчисления. Потом информация о нас отобразилась на их сайте, но оказалось, что в реестре все напутали – к некоторым песням неверно указаны авторы. Я понимаю, что в этом нет никакого злого умысла, но, видимо, у них пока еще не очень хорошо отлажена система. Мы документы заполнили, а они не смогли достоверно отобразить их у себя на сайте. Поэтому денег мы никаких не получали, и я, честно говоря, не знаю, с кем по этому вопросу связываться. Причем за это время с нами тоже никто не связывался. Какая-то такая странная вялотекущая история».

Однако как выяснили «Новые Известия», выплаты происходят не единовременно, а в течение года и распределяются среди всех зарегистрированных музыкантов и кинематографистов (на нынешний день в реестре больше трех тыс. человек). По словам г-на Кричевского, «до 1 июня 2012 РСП представит в Министерство культуры полный отчет о своей деятельности, а затем опубликует его на сайте. Все открыто и прозрачно».

Между тем точка в этом деле будет поставлена нескоро: судя по всему, противостояние РСП и РОСПа будет продолжаться до тех пор, пока две эти организации существуют параллельно. Как сообщили представители РОСПа, в настоящее время они готовят очередной иск о законности михалковского союза, а параллельно с этим в Калмыкии местный певец Андреев подал в суд на тех же основаниях, что и его дагестанский коллега.

КСТАТИ

Аналогичную практику сбора отчислений с продажи физических носителей страны Евросоюза (за исключением Люксембурга) ввели еще полвека назад, едва появились магнитофоны с функцией звукозаписи. В США действуют сразу три собирающих организации: Alliance of Artists and Recording Companies – для артистов и правообладателей, ASCAP/BMI/SESAC – для авторов и Harry Fox Agency – для издателей. Разве что в Австралии такой налог был признан неконституционным и отменен. Для России введение налога – необходимое условие, поскольку для вступления в ВТО страна должна победить пиратство по всем фронтам. Однако за последние 10 лет объем продажи физических носителей сократился в разы. Так, в 2000 году объем продаж составил 110 млн. копий, в 2005-м – 96, а в 2010-м – 30.


Даниил ДОНДУРЕЙ, киновед:
– Давно известно, что люди, которыми РСП был учрежден, склонны делить всех на «своих» и «чужих». Однако правообладатели – это те, у кого есть авторские права, а значит, люди разных мировоззрений, профессий и сфер деятельности. И они такому делению не поддаются. К тому же почему с этой организацией одни скандалы? На мой взгляд, репутация союза вызывает много сомнений. Я пока ничего не слышал о том, чтобы правообладатели вообще что-либо приобрели после начала деятельности РСП. Более того, в уставе союза говорится о том, что он обязуется выделять средства на цели молодых кинематографистов. Я про это тоже ничего не слышал! Можно было бы спонсировать обучение режиссеров или поддерживать провинциальные таланты. Однако и здесь ничего не происходит. Так что пока нет предпосылок, чтобы деятельность РСП можно было бы оценивать хоть как-то позитивно.

Виктор МЕРЕЖКО, драматург и режиссер:
– Для меня пока нет особого смысла состоять в РСП. На данный момент Российское авторское общество, членом которого я являюсь, со своей задачей справляется весьма успешно, отчисления приходят, и никаких претензий к нему у меня нет. В связи с этим не понятно, что нам даст РСП, если ниша уже занята. Некоторое время назад мне прислали из РСП внушительных размеров конверт с документами. Я их попытался прочитать, ничего там не понял и отложил на дальний край стола.
Катерина СЕРЕБРЕННИКОВА

"