Posted 1 февраля 2004,, 21:00

Published 1 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Мюзикл: победы или поражения?

Мюзикл: победы или поражения?

1 февраля 2004, 21:00
Мюзикл: победы или поражения?

В январе на сцене Театра эстрады стартовал мюзикл «Энни».

Продюсеры проекта в очередной раз предложили российским зрителям ремейк популярной бродвейской постановки. История о маленькой сиротке Энни, волей случая ставшей дочерью миллиардера, вызвала в театральной среде бурные споры. Режиссер Нина Чусова доверила исполнение главных ролей настоящим детям-сиротам.



Сказка – ложь
Полина БОГДАНОВА

Американизация русской сцены идет полным ходом. Мюзиклы текут рекой. Один другого грандиознее. Еще не успели оттрубить фанфары «Чикаго», рожденного к жизни нашей негаснущей звездой Филиппом Киркоровым, как появилась российская модификация жанра – «Двенадцать стульев» на сюжет нашего отечественного бестселлера. Теперь вот снова американская игрушка – «Энни». И что характерно, поставлен этот мюзикл драматическим режиссером Ниной Чусовой, надеждой отечественной сцены, которой даже Галина Волчек доверила свой «Современник», предоставив возможность осуществить и остросовременный сербский материал, и классическую «Грозу».

Но Нина Чусова в перерывах между своими серьезными драматическими работами ставит то пошлейший «Фаллоимитатор» с неподражаемой Лолитой, которая может увлечь своим искусством уж очень нетребовательного зрителя, то теперь вот «Энни», спекулирующий на девочках-сиротках, занятых в центральных ролях. Но режиссер не так проста, как кажется на первый взгляд. Не просто зарабатывает «бабки», как однажды предположил один неглупый критик, взявший у нее разоблачительное интервью. А чувствует, куда дует ветер, куда движется история и куда стоит направлять флагман своего корабля. Нина Чусова – смелый предприниматель, и в этой смелости, а также независимости ей не отказать. Как не отказать и в доли искренности. Она уверена, что нашим мечтаниям на драматической сцене и лихим прорывам в новое авангардное пространство пришел конец.

Но разве в этом дело? Дело в том, что мы живем в такой реальности, в которой серьезный театр отмирает. Он больше никому не нужен. У нас существует мощная зрительская армия представителей отечественного среднего класса (и как добавляет один мой хороший знакомый в таких случаях, не по доходам, а по сознанию), и у этого среднего класса есть свои предпочтения в искусстве. Им нужен театр, не будоражащий и без того разгоряченный мозг, уставший от тягот реальности, не театр, задающий провокационные вопросы, а театр, успокаивающий, умиротворяющий, затрагивающий спрятанные в нас добрые чувства и убеждающий нас в том, что именно эти чувства всегда побеждают в жизни. Короче, театр не правдивый, но приятный. Не тревожащий, но утешающий. Театр-иллюзия. Театр-сказка. Именно в этом и преуспели настоящие американские мюзиклы, давно ставшие органической частью американской культуры и американского сознания.

Но вот что интересно. Американская модель, перенесенная на русскую сцену, оказывается лживой. А сентиментальная история про сиротку, которая обрела богатого и доброго папу-миллиардера, запросто беседующего по телефону с самим президентом Соединенных Штатов, выглядит до безобразия сопливой. И если перевести сюжет о сиротке на нашу отечественную почву, то тут же столкнешься с массой недоразумений и специфически российской неразберихой. Потому что основные «подпорки» этого сюжета у нас просто не работают. Во-первых, потому что мы не имеем такой честной полиции (или милиции), свято исполняющей закон и вовремя пресекающей попытки мошенников нажиться на сиротке. Во-вторых, потому что нашим отечественным сироткам вовсе не светят добрые папы-миллиардеры. Проблема устройства наших сироток в последнее десятилетие сталкивается с хорошо отлаженной системой криминального бизнеса. Так что американский мюзикл «Энни» на российской сцене – просто красивая обертка с мыльным пузырем в качестве содержимого. И сеет ложь, а не правду. Так можем ли мы позаимствовать у американцев их оптимизм и веру во всепобеждающую силу добра и закона? Не морочим ли мы голову нашим уважаемым зрителям, которые хотят видеть трогательные истории с хорошим финалом, а получают суррогат вместо настоящего искусства? Не отвлекаем ли мы их от серьезности и драматизма чисто российской жизни? Не слишком ли рано хороним наш отечественный театр, традиционно стремящийся к отражению правды реальности? Не увеличиваем ли хаос в головах наших сограждан, которые, насмотревшись оптимистических американских сюжетов, решат, что и в нашем отечестве все так же быстро и хорошо решаются глубокие социальные проблемы?

Думаю, что Нина Чусова просто-напросто вводит поверившего ей зрителя в глубокое заблуждение, вселяя в него ничем не оправданный оптимизм.



С правом на надежду
Полина ШЕРШНЕВА

История девочки-сиротки, чудесным образом ставшей дочерью миллиардера, сочиненная писателем Томасом Миэном, покорила Америку еще в 20-х годах прошлого века. Мюзикл «Энни» был поставлен на Бродвее в 1978 году. Его колоссальный успех подвиг режиссера Джона Хьюстона четырьмя годами позже экранизировать историю, тем самым обеспечив сиротке Энни мировую известность.

Сюжет мюзикла прост и трогателен. Энни живет в приюте противной мисс Хэнниген (Александр Гришаев). Как любая сирота, она мечтает встретить своих настоящих родителей. Однажды в приют приходит секретарь миллиардера Оливера Уорбакса Грэйс (Инга Сметанина) и приглашает одну из воспитанниц недельку погостить в доме магната. Этот красивый жест необходим богачу, чтобы повысить рейтинг собственной популярности. Удача улыбается именно Энни. Через неделю Уорбакс (Павел Бердичевский) понимает, что не может расстаться с обаятельной девочкой, и решает ее удочерить. Но, разумеется, счастливый финал предваряют всевозможные трудности.

Еще одна версия «Золушки» – скажет кто-то, и, наверное, будет прав. Но так ли это плохо? Кто станет обвинять Шарля Перро в том, что он запудрил головы мечтой о богатом, красивом принце ? Стоит ли упрекать авторов мюзикла, что они предлагают зрителям поверить в красивую и добрую историю? Неужели усыновление богачом сиротки сегодня воспринимается не иначе как чудо? Счастью Золушки помогла фея, Энни – случай. И поверить в него проще, чем в волшебную палочку и превращение тыквы в карету.

Народная мудрость гласит, что каждая сказка – не только ложь, в ней есть намек. Режиссер Нина Чусова не побоялась довести его до уровня прозрачности. В русской версии мюзикла роли воспитанниц приюта мисс Хэнниген исполняют реальные дети-сироты. Они играют про себя, если вообще слово «игра» здесь применимо. Их способ существования на сцене нельзя поверять системой Станиславского или любой другой. По своей энергетике, искренности и азарту эти девочки бесспорно переигрывают взрослых актеров. Роль Энни исполняют две юные актрисы: Лиза Арзамасова и Таня Мягкова. Таня, кстати, живет в донецком детском доме.

Детское обаяние – особое, воспитанницы приюта мисс Хэнниген на сцене создают свой собственный театр, существующий по одним доступным им законам детской игры.

Как правило, на сцену попадают дети из театральных семей. И их мне всегда жалко: громкие аплодисменты в детстве чаще всего отзываются болезненным разочарованием в юности, когда разбиваются неоправданные амбиции и мечты. Мюзикл «Энни», напротив, для его юных исполнительниц – шанс, возможность найти себя. Даже если в будущем ни одна из девочек не свяжет свою жизнь с театром, деньги, которые они сейчас заработают, будут перечисляться на сберегательные счета, а по достижении совершеннолетия они смогут распорядиться ими, как захотят.

Еще до выхода мюзикла в адрес его создателей слышались обвинения, что они спекулируют на детях-сиротах. Но, увидев девочек на сцене, об этом сразу же забываешь. Благодаря смелому шагу режиссеров и продюсеров мюзикл получает новое звучание, более глубокое, современное и честное. Привлечено внимание к проблеме сирот. И это уже не просто голословные рассуждения о безразличии нашего общества и о необходимости что-то менять. Зритель видит очаровательных девочек, проникновенно поющих о том, что каждой из них хотелось бы иметь семью. Мюзикл заставляет каждого из нас взглянуть на проблему и задуматься о ней. Он никого не оставляет равнодушным. Рассказанная история не предлагает искать виноватых, обвинять безнравственных родителей, бросивших своих детей, с пеной у рта доказывая, что они преступники. Борьба с безразличием, с нежеланием замечать сирот – вот главная задача мюзикла «Энни». И все его участники с ней хорошо справляются.

Первые премьерные спектакли уже доказали, что зрителю не важно, американская это история или русская, могло ли такое произойти или нет. Важны прежде всего положительные эмоции. Каждый из нас в очередной раз делает свой нравственный выбор.

"