Posted 30 сентября 2012,, 20:00

Published 30 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:29

Updated 8 марта, 05:29

Главный режиссер и художественный руководитель Театра имени Моссовета Павел Хомский

Главный режиссер и художественный руководитель Театра имени Моссовета Павел Хомский

30 сентября 2012, 20:00
В минувшую пятницу в Ростове-на-Дону по требованию православных активистов прокуратура запретила показывать в областной филармонии рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда». По мнению двух десятков анонимных ростовчан, назвавших себя «православными христианами», это произведение «оскорбляет чувство верующих». Главный реж

– Павел Осипович, как вы относитесь к запрету рок-оперы?

– Это чудовищная ошибка! Премьера «Иисус Христос – суперзвезда» состоялась в начале 70-х годов прошлого века на Бродвее в Америке, потом постановка оперы обошла весь мир. С тех пор уже прошло полвека. За это время мировая общественность никогда не поднимала голоса против этого произведения. Мне кажется, то, что произошло в Ростове, несет в себе отголоски той цензуры, которая была у нас еще лет 20 назад.

– На ваш взгляд, церковь сегодня должна выступать в роли цензора в искусстве?

– Я думаю, что церковь не должна вмешиваться в искусство. Церковь у нас отделена от государства. Мне кажется, это должно распространяться и на культуру. Церковь может высказывать какие-то пожелания. Это я могу еще понять. Но не ставить вопрос в ключе, что это произведение «оскорбляет чувство верующих». В нашем государстве регулируют вопросы культуры специальные органы. В частности, в Москве этим занимается Департамент культуры. Там сидят достаточно квалифицированные и образованные люди, которые прекрасно знают репертуары московских театров.

– Чем постановка рок-оперы могла оскорбить верующих?

– Спектакля, который играли в Ростове, я не видел. Возможно, такая реакция была вызвана именно особенностями этой постановки. Что, с моей точки зрения, маловероятно, так как в самом произведении нет ничего такого, что могло бы оскорбить чувства верующих.

– Может быть, такая реакция возникла на волне громкого судебного процесса над группой Pussy Riot?

– Безусловно, если бы не было этих девушек, таких бы мыслей ни у кого не возникло. Под этим обращением в прокуратуру подписалось около 20 человек. Это вообще смешно.

– Почему смешно?

– Мнение 20 человек нельзя назвать общественным. Эти люди не должны брать на себя миссию по охране православной веры. Церковь сама может себя защитить, если в этом есть необходимость.

– В этом случае такой необходимости не было?

– Опера принципиально ни в чем не отступает от тех фактов, которые изложены в Новом Завете. В произведении нет ничего, что бы противоречило канонам христианской веры. Христос там проповедник, который призывает людей к тому же, к чему он призывает в Евангелии. Только это изложено в стихах и музыкальной форме.

– То есть, по-вашему, опера, наоборот, приближает людей к религии?

– Я думаю, что да. Особенно она оказывает положительное влияние на молодежь, так как говорит с ней на близком ей языке.

– Есть ли шанс, что после запрета оперы в Ростове ваш спектакль в Москве приобретет дополнительную популярность?

– Мы играем этот спектакль 22 года. И на протяжении всех этих лет он собирал полный зал. На отсутствие зрителей мы не жалуемся, поэтому никакой специальный PR нам не нужен, потому что он носит какой-то нездоровый характер.

– Не боитесь, что в столице тоже найдутся 20 человек, которые по примеру Ростова захотят запретить ваш спектакль?

– 20 человек, может быть, и найдутся. Но мне кажется, что в Москве чиновники достаточно компетентны, чтобы разобраться, что такие обращения представляют собой на самом деле. Конечно, все бывает на свете. Но пока я убежден, что в Москве такое случиться не может.

«Иисус Христос – суперзвезда» (англ. Jesus Christ Superstar) – рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, написанная в 1970 году и спустя год поставленная на бродвейской сцене. Сюжет мюзикла основывается на евангельских повествованиях и охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до его казни на Голгофе. Представители религии раскритиковали рок-оперу за позицию авторов, согласно которой Иисус – всего лишь человек, в жизни которого произошли события, превратившие его в легенду, в символ добра. В 1973 году рок-опера была экранизирована режиссером Норманом Джуисоном. Фильм, снятый в Израиле, получил высокие оценки кинокритиков, но, как и мюзикл, подвергся нападкам со стороны различных религиозных организаций. В России на русском языке спектакль ставился с 1990 года в санкт-петербургском театре «Рок-опера», в Ярославском театре юного зрителя и в Московском театре имени Моссовета (премьера состоялась 12 июля 1990 года).
Подготовил Артем КУЗНЕЦОВ

"