Posted 31 августа 2008,, 20:00

Published 31 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:49

Updated 8 марта, 07:49

Чему нас учат!

Чему нас учат!

31 августа 2008, 20:00
Аналитический центр Юрия Левады опубликовал результаты проведенного в середине августа опроса жителей России, которым предложили оценить качество образования в стране. По сравнению с аналогичными опросами прошлых лет количество тех, кто видит в этой сфере позитивные сдвиги, несколько увеличилось, однако более половины

В ходе встречи с гражданами, состоявшейся на прошлой неделе в Доме правительства, министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что отношение к качеству образования в стране «должно ужесточаться вне зависимости от организационной формы и ведомственной принадлежности». «Сегодня существует проблема набора в вузы, – пояснил министр, – и, чтобы набирали людей, которые действительно могут и хотят учиться, мы должны сначала предъявить достаточно жесткие требования к тем организациям, которые занимаются профессиональным образованием, и посмотреть – а учить-то они могут, а хватает ли у них квалификации, чтобы дать необходимые знания». Андрей Фурсенко подчеркнул, что в этом деле «нельзя быть добренькими».

Хотел того министр или нет, но он присоединился к 1600 россиян – участникам социологического опроса, проведенного две недели назад «Левада-Центром». Им предлагалось оценить качество системы образования в стране, динамику ее изменения. Подобные опросы эксперты «Левада-Центра» проводили и в прошлые годы. Так вот, свежие данные вселяют хоть и умеренный, но оптимизм.

Если в 2005-м на вопрос: «Как вам кажется, качество работы системы образования в России за последний год улучшилось?» положительный ответ давали 16% опрошенных, сегодня их уже 23%. Об ухудшении качества образования три года назад говорили 34%, а сегодня таких пессимистов 20%. В то же время с 37 до 47% увеличилось число тех, кто не видит никаких перемен.

Респондентам предложили ответить, удовлетворены ли они системой российского образования в целом. Положительный ответ дали 25%. В 2005 году таких было 17%, но и в прошлом, и в позапрошлом году число тех, кто системой не доволен, осталось одинаковым. Поэтому говорить о какой-то динамике не приходится. К тому же на 7% (с 19 до 26) стало больше тех, кто дал ответ: «Ни да, ни нет».

Наконец, эксперты поинтересовались у своих собеседников, считают ли они, что сейчас при необходимости в России можно получить хорошее образование. 42% заявили: «Определенно да/ скорее да», 53% – «Скорее нет/ определенно нет». В 2005 году количество давших такие ответы составляло соответственно 32 и 63%.

Впрочем, делать какие-то серьезные выводы из приведенных цифр, по мнению экспертов, не стоит. «Я с большим сомнением отношусь к подобным опросам, – пояснил «НИ» ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. – Дело в том, что система образования, консервативная по своей природе, всегда отстает от запросов общества. Время бежит быстро, и отношение к состоянию системы образования везде и во все времена было и остается негативным. На мой взгляд, чтобы произошли какие-то существенные перемены, должно пройти 10–15 лет, а в смысле финансовом – 3–5. С другой стороны, какие-то изменения все-таки есть, просто взрослые люди не хотят их видеть, сравнивая нынешние времена с тем временем, когда они сами учились, временем, «когда деревья были большие». Повторю: критическое, негативное отношение к тому, что происходит в сфере образования, – это нормально. Дело в другом. Необходимо проанализировать ожидания, которые есть в разных слоях общества. А они разные у горожан и селян, армии и Церкви, у представителей бизнеса и малоимущих граждан. Увидеть, как эти векторы пересекаются, а как иногда противоречат друг другу – и значит понять, в каком направлении должна двигаться система образования в России».

"