Posted 31 августа 2003,, 20:00

Published 31 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

C портфелями – на выход!

C портфелями – на выход!

31 августа 2003, 20:00
В российских школах День знаний начался с учебной эвакуации

Сегодня большинство российских школ начнут свои занятия не с традиционного «Урока мира», а со Всероссийского урока безопасности. С такой инициативой выступило Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) РФ. Проведенные во всех школах страны проверки дали шокирующие результаты. Достаточно одной цифры – пожарные инспектора обнаружили в российских образовательных учреждениях один миллион нарушений. В МЧС считают, что нужно немедленно принимать меры. Работники образования сетуют на нехватку денег и говорят о «кампанейщине». Родители школьников боятся новых поборов. А дети радуются предстоящей учебной эвакуации, которая пройдет во всех школах России.

Цифры, озвученные 29 августа на заседании межведомственной правительственной комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, вряд ли вселят покой в сердца родителей. По данным экспертов МЧС, около 40% образовательных учреждений размещены в неприспособленных зданиях, более трети школ эксплуатируются со сверхнормативным количеством учащихся. Четверть учреждений находится за пределами радиуса выезда пожарных подразделений.

Глава МЧС Сергей Шойгу сказал, что не хочет, чтобы дети при виде пожарного инспектора говорили, будто из-за этого дяди была закрыта его школа и теперь ему негде учиться. Вообще совещание прошло в сверхжестком стиле. Ведь из миллиона (!) нарушений, выявленных в 112 тыс. образовательных учреждениях, к 28 августа удалось устранить лишь 60%. 3240 школ вовсе не выдерживают требований Госпожарнадзора, из них 2380 находятся в аварийном состоянии. Однако все они начнут учебный год, а нарушения будут устраняться поэтапно.

Замминистра образования Григорий Балыхин признал, что на местах при приемке школ к первому сентября руководители учреждений стараются «договориться» с пожарными. Причины стандартные – отсутствие денег на современные средства противопожарной защиты. По словам замминистра, в 60% учебных заведений для детей с отклонениями в развитии нет необходимой пожарной сигнализации. Например, в Брянской области из 17 специнтернатов 15 не оснащены элементарными средствами противопожарной защиты. Всего же за последние три года в российских школах в результате несчастных случаев погибли 256 детей.

Когда же речь зашла о государственной программе «Безопасность образовательных учреждений на 2004 – 2006 годы», на совещании разразился скандал. Замминистра образования объяснил, что финансироваться она будет из бюджетов разных уровней. Но вот сколько будет выделено средств по линии Министерства образования, Балыхин сказать не смог. Эти слова вызвали недоумение Сергея Шойгу. «Мы будем жестко проверять исполнение решений комиссии, – предупредил чиновника Шойгу. – Здесь вам не защита диплома, когда можно снести 20 минут позора, а потом уйти и все забыть».

На заседании было принято решение о создании к 1 октября консолидированного бюджета из средств МЧС, Минобразования и других ведомств на программу проведения противопожарных меропроиятий в школах.

Педагогический плач

Работники образования в растерянности. Они оказались в патовой ситуации. С одной стороны, учиться в пожароопасных школах нельзя, с другой – больше-то и негде.

Самая показательная картина сложилась в Якутии. После того как весной в селе Сыдыбыл за несколько минут сгорели 22 ребенка, в республику слетелись представители всех экстренных служб, включая МЧС. Оказалось, что 491 из 696 школьных строений сложено из дерева, причем степень изношенности каждого пятого запредельна. Чуть ли не 50% зданий надлежало закрыть вплоть до исполнения всех требований «чрезвычайных» ведомств. Их и хотели опечатать, да вдруг вспомнили, что на носу выпускные экзамены. Забракованные школы, не успев закрыть, тут же опять открыли.

Жалуются учителя и на пожарных. В Тюменской области пожарные инспектора требуют от учителей страховать учебное имущество. Цена услуги – от 13 до 33 тыс. рублей. На самом деле эти действия противоправны, ведь федеральный закон «О пожарной безопасности» предписывает обязательное страхование лишь коммерческим организациям.

– Списание всех бед образования на педагогов – это, увы, классическая практика, – уверен директор московской школы №1060 Анатолий Пинский. – И все-таки рассудим здраво: школа содержится на средства местного и федерального бюджетов. У нее, так сказать, двойной учредитель, он-то и отвечает в полной мере за ее безопасность. Выбивает деньги, оснащает техникой, планирует и проверяет. Та же глобальная истерия, свидетелями которой мы стали, очень плохо поддается пониманию. Это сущая глупость, аналогичная циркуляру о закрытии школьных пятиэтажек. Думаю, конструктивных результатов новая всероссийская кампания не принесет.

Антитеррористический дневник

В Подмосковном Реутове подошли к решению проблемы школьной безопасности нестандартно. Администрация города выпустила для школьников специальный дневник, который уже успели окрестить «антитеррористическим». Издан он тиражом 16 тыс. экземпляров (по дневнику на каждого ученика). Помимо традиционной информации об отметках и расписании уроков, в нем на каждой странице дается совет, как себя вести в той или иной экстремальной ситуации.

Наверное, в администрации правы. Мы живем в стране, где каждому второклашке необходимо знать, что лучше отойти в сторону от притормозившей машины и ни в коем случае не надо соглашаться на предложение незнакомого человека «подвезти до дома с ветерком». А пятиклассник, услышав хлопок шашки со слезоточивым газом, должен «пригнуться к полу, закрыть глаза и задержать дыхание». И вообще, каждый ребенок обязан усвоить, что «на переход в другое место нужно спрашивать разрешения у террористов».

Но далеко не всем реутовским школьникам удастся познакомиться с «актуальными советами». Этот дневник – только для учеников младших классов. А специально для старшеклассников в Московской области выпущен «дневник Подмосковного школьника». Из него ребята тоже могут почерпнуть массу полезной информации. Например, почему новогодняя елка называется губернаторской?!

А называется она так, «потому что поздравляет ребят с Новым годом не только дед Мороз, но и члены правительства Московской области и сам губернатор Борис Громов!». Правда, не учитывают инициаторы выпуска подобных дневников, что далеко не все ученики учатся на «пятерки». И если школьник то и дело приносит «двойки», а родителей учителя вызывают в школу, то губернаторская улыбка вместе с улыбками мэра Реутова Александра Ходырева и главного спонсора будут выглядеть как издевательство.

«Чинить будет некому»

Корреспонденты «НИ» решили выяснить, готовы ли к приему детей московские школы.

Около школы № 1253 уже третий год идет стройка, поэтому проход к ней затруднен: строительные леса и забор мешают попасть в здание через двор. Сегодня детям придется идти в обход. Внутрь нас не пустили охранники, ссылаясь на то, что директор не давал разрешения на съемку, и журналистов здесь не ждали. Попасть во двор тоже не удалось.

– Там идет уборка территории. Смотреть вам не на что! – встала на защиту школы уборщица в выцветшем ситцевом сарафане. – И не курите здесь! Пожар еще устроите.

Пожара мы, к счастью, не устроили, однако посмотреть было на что, даже не заходя во двор школы. Решетки установлены в каждом из окон первого этажа. Запасные выходы не просто закрыты, через окна удалось разглядеть, что изнутри они загромождены старыми партами, стульями, стопками ненужных учебников.

– А как же мы снимем решетки? – оправдывается за школьную администрацию все та же уборщица. – У нас на первом этаже расположен кабинет информатики. К первому сентября там установили пятнадцать новых компьютеров. Мы же не можем оставить их без присмотра. А от воров только глухие решетки и помогают. Другие нет смысла ставить.

В школе № 588, расположенной неподалеку, строительные работы не ведутся, но в остальном картина та же: решетки на окнах, свалки «учебного мусора» у запасных выходов. Объяснить, кто и когда все это уберет и исправит, ни директор, ни учителя не захотели. А вот охранник с готовностью выразил свое недовольство новыми требованиями безопасности:

– Схемы эвакуации и пожарные щитки висят на каждом этаже школы. Учителя прекрасно знают, как вести себя в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а эти нововведения могут их дезориентировать. Недавно нам поставили импортную противопожарную сигнализацию. Она на дым реагирует. Приходили пожарные с проверкой и никак не могли понять, как же она работает. Если сломается, чинить некому будет.

У родителей школьников свои причины сомневаться в целесообразности новых требований безопасности. Они считают, что необходимость приобретения новой противопожарной техники и переоборудование кабинетов повлекут за собой очередную волну школьных поборов.

– Я боюсь идти на родительское собрание, – говорит Галина Константиновна, бабушка десятилетней Ани. – Ведь нас опять могут поставить перед фактом: нужно будет заплатить 50 или 100 рублей.

Похоже, единственные, кто не видит ничего плохого в новых правилах безопасности, – это сами школьники. Они уверены, что в связи с этим новшеством их жизнь никак не изменится. Скорее, наоборот, будет полна приключений. Девятиклассник Миша крайне рад известию о том, что первого сентября во всех школах будут проведены урок безопасности и учебная эвакуация.

– Это же здорово! В классе весь день сидеть не придется! Да еще местный телеканал обещал приехать. Когда я учился в шестом классе, в приемную директора позвонил какой-то хулиган и сказал, что школа заминирована. Нас всех вывели на улицу за пять минут, вызвали милицию. А пока саперы с собаками искали взрывчатку, мы с ребятами в карты играли.

"