Posted 30 июня 2011,, 20:00

Published 30 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 02:09

Updated 8 марта, 02:09

Кабинет психолога

Кабинет психолога

30 июня 2011, 20:00
Что нужно помнить реформаторам образования

Становление личности происходит при групповом взаимодействии и взаимовлиянии индивидов. Или еще более жестко – личность самоопределяется и, по сути дела, становится полноценной личностью в условиях неизбежного и разнонаправленного группового давления.

В социальной психологии групповое давление связано с такими понятиями, как «конформизм» и «нонконформизм». Классическими экспериментами в этой области являются исследования Соломона Аша. Испытуемому в экспериментальной ситуации предъявляется, например, белая бумажная пирамидка, и его просят определить ее цвет. «Белый» – ответ испытуемого. Затем его приглашают в другое помещение, в котором уже находятся 12 человек, представляющих собой «подставную» группу, уже заранее проинструктированную экспериментатором. Каждому из членов этой «подставной» группы предъявляется все та же белая пирамидка и задается вопрос о том, какого она цвета. Все 12 членов подставной группы по-актерски убедительно утверждают, глядя на белую пирамидку, что она – черная. Треть испытуемых вслед за «подставной» группой также подтверждают, что белая пирамидка – черная. Это и есть конформисты.

На личностном уровне конформизм чаще всего выражается как готовность поддаться как реальному, так и лишь воспринимаемому как таковое давлению группы. Понятно, что в одних случаях подобная «податливость» может быть связана с реальным пересмотром своих позиций, а в другом – лишь со стремлением избежать чреватого санкциями противопоставления себя конкретному сообществу.

В качестве альтернативы конформизму принято рассматривать нонконформную позицию. В экспериментах Соломона Аша нонконформизм выявлялся так. Сначала испытуемому предъявляется белая пирамидка, и он подтверждает, что различает ее цвет. Затем члены подставной группы подтверждают, что пирамидка белая, а испытуемый, опрашиваемый последним, неожиданно заявляет, что она – черная. Подобная реакция проявляется в 8–10% случаев. Хотя на первый взгляд нонконформизм выглядит как альтернатива конформизму, на самом деле это ложная альтернатива: и в первом, и во втором случае реакции отражают личностную уступку групповому давлению.

Неужели приходится выбирать между либо конформистом, готовым поступиться своим собственным видением мира под давлением группы, либо нонконформистом, ставящим выше реальной истины стремление доказать свою исключительность и непохожесть на других? К счастью, нет. В специальных социально-психологических исследованиях продемонстрировано, что и конформную, и нонконформную реакцию проявляют члены неразвитых групп. В подлинных же коллективах, где отношения между членами определяются вкладом каждого в совместную деятельность, личностью демонстрируется самоопределение даже в тех случаях, когда другие члены сообщества нарушают принятые в нем нормы или когда человек оказывается без поддержки своей группы. Об этом надо помнить реформаторам образования. Принято считать, что мы переходим к личностно-ориентированной модели. Но это не означает, что обучение и воспитание приобретают исключительно индивидуальную форму, а тем более индивидуалистически нацеленный характер.

Михаил КОНДРАТЬЕВ, декан факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета

"