Posted 28 февраля 2007,, 21:00

Published 28 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:56

Updated 8 марта, 08:56

«Воля» хуже неволи

«Воля» хуже неволи

28 февраля 2007, 21:00
Массовые побеги контрактников из военных частей, расквартированных в поселке Каменка Ленинградской области, продолжаются. К девяти объявленным дезертирам присоединился еще один. Солдат рассказал, что его хитростью и давлением заставили подписать контракт. Насилие продолжилось и на службе – его били и унижали сослуживцы

Житель деревеньки под Санкт-Петербургом Андрей был призван в армию в августе прошлого года. Сразу же после учебной части его перевели в часть, расположенную в поселке Каменка Ленинградской области. «В Каменке ему заявили, что раз он попал к ним, то значит, должен подписать контракт, так как солдаты-срочники у них якобы не служат, – рассказала «Новым Известиям» мать Андрея Галина Аркадьевна. – Услышав, что его могут оставить без жилья и питания, сын согласился принять контракт. Позже выяснилось, что рапорт по переводу в часть за моего сына составили, даже подпись на бумаге была не его».

Быть контрактником солдату не понравилось. Первый раз Андрей сбежал домой в начале февраля этого года. Мать, возмутившись, позвонила начальнику части. Андрея забрали. Но вскоре он опять вернулся домой, уже из военного госпиталя. «На нем живого места не было, весь в синяках, его били ногами, обутыми в тяжелые армейские ботинки, – со слезами рассказывает Галина Аркадьевна. – Нам он говорил, что все хорошо, да и в командовании части уверяли в том же. Он вернулся в часть». 21 февраля мать поехала к сыну, однако его в части не было. Как оказалось солдат, не вынеся издевательств со стороны сослуживцев и офицеров, снова сбежал. Галина Аркадьевна обратилась в Военную прокуратуру Выборгского района. «Дежурный прокурор позвонил командиру части, который подтвердил, что Андрея избивали. Вы понимаете, все об этом знали, кроме меня»,– закончила мать.

В прокуратуре Выборгского района «НИ» сообщили, что контрактников-дезертиров ждет суд и никаких смягчающих обстоятельств для них не будет. «Мы сами удивляемся, почему они не хотят служить, они же добровольно подписали контракт», – безапелляционно заявили в прокуратуре. Да и Министерство обороны отрицает то, что солдаты в Российской армии могут подписывать контракт под давлением, а тем более бежать. Как рассказал «НИ» чиновник Минобороны, никто не может заставить служащего подписать контракт.

По сведениям правозащитников, 80% солдат-срочников подписывают контракт из-за обмана. «Мальчишек легко обмануть: им обещают большие деньги, лучшие условия, а на деле оказывается, что служба по контракту не отличается от срочной, – сообщила «НИ» председатель Калининградского комитета солдатских матерей Мария Бонцлер. Она давно занимается проблемой контрактников. – Только становится еще хуже, потому что у солдат появляются деньги. А у командования есть свои способы их отбирать». По словам Марии Бонцлер, на данный момент правозащитными организациями России собрано более 200 дел о нарушении процедуры подписания контракта.

В Минобороны как обычно все опровергают. «Правозащитники могут говорить что угодно, – заявил «НИ» чиновник Минобороны. – Но, скорее всего, это не подтверждено фактами. У нас нет данных, чтобы происходили подобные инциденты». Также чиновник отметил, что ни один здравомыслящий командир не пойдет на подписание контракта против воли солдата. «Вы подумайте, ведь им потом вместе служить!» – патриотически аргументировал чиновник.

Но, судя по рассказам сбежавшего солдата, насилие, сопровождавшее подписание контракта, просто переходит в насилие на службе. Андрей лично признался «НИ», что многие солдаты в их части подвергаются постоянным избиениям. «Вы не подумайте – не один я бегу, – рассказал он «НИ». – У нас в части только за последнюю неделю пытались сбежать шестеро».

Владимир Николаев, командир части, из которой ушел Андрей, казался искренне удивленным той новостью, что у него образуются бреши в шеренге солдат. «У нас из части никто не бегает, – заявил «НИ» офицер. – У вас какие то странные сведения».

"