Posted 31 января 2010,, 21:00

Published 31 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:06

Updated 8 марта, 07:06

Выбираем море

Выбираем море

31 января 2010, 21:00
Меньше чем через две недели, 12 февраля, в канадском Ванкувере стартуют XXI Зимние Олимпийские игры, за ходом которых большинство россиян предпочтут следить по телевизору. Очень низкий интерес к главному спортивному событию года объясняется в первую очередь высокой стоимостью туров (от 6 тыс. до 60 тыс. долларов, в зав

Из-за накрывшего страну экономического кризиса россияне начали сильно экономить на отдыхе – реже выезжать за границу и выбирать дешевые туры. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), по сравнению с 2008 годом спрос по всем направлениям упал в среднем на 18–20%, сместившись при этом в сторону недорогого пляжного отдыха в безвизовых странах. Экскурсиям россияне теперь предпочитают расслабленные каникулы у моря и активный отдых.

Две тенденции – спрос на более дешевые безвизовые направления и более бюджетные варианты отдыха – стали визитной карточкой 2009 года. Страны, предлагающие экскурсионные программы, оказались менее востребованными. Так, заметно снизилась популярность Чехии, позиции которой еще пару лет назад казались незыблемыми. За девять месяцев прошлого года (данных за весь год еще нет) Чехию посетили более 253 тыс. россиян, что на 22% меньше, чем в 2008 году. Причины непопулярности сами чехи видят в недостаточной рекламе и падении доходов многих россиян, предпочитающих теперь ездить не в Прагу и Карловы Вары, а в безвизовые страны. Истинные же причины непопулярности экскурсионных туров в Чехию, а также во Францию, Италию, Великобританию и другие европейские государства не только в этом. Высокая стоимость путевок, сложности с получением визы, недостаточное количество спецпредложений и более гибкая ценовая политика стран, предлагающих пляжно-морской отдых круглый год – все это в комплексе с кризисом и поспособствовало падению спроса. Экскурсионный отдых неизбежно влечет за собой дополнительные расходы на походы в музеи, театры, на переезды и перекусы, в то время как отдых по системе «все включено» в турецких, египетских, болгарских и прочих отелях, как правило, не предполагает никаких лишних трат.

В условиях кризиса не все готовы к дополнительным расходам, когда поездка и без того обходится недешево – снижение цен на путевки составило в среднем всего 10% по сравнению с 2008 годом, что совсем нельзя назвать антикризисным. «Люди стали значительно меньше ездить в экскурсионные туры, выбирая для отпуска пляжи и море, – комментирует сложившуюся ситуацию «НИ» исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. – Лидером по итогам года стал Египет, который посетило наибольшее количество россиян. На втором месте – Таиланд (благодаря привлекательным ценам и хорошему сервису). Замыкает тройку самых популярных направлений Турция». Небольшой сумбур, как всегда, внесли новогодние каникулы прошлой и нынешней зимы, которые часть россиян по традиции провела на горнолыжных курортах Европы, но особой погоды зимние направления все равно не сделали – пальма первенства осталась у теплых стран.

Привычка – вторая натура, и с хорошей привычкой регулярно выезжать за границу многие оказавшиеся в непростых экономических обстоятельствах сограждане расставались болезненно и мучительно. Кого-то жизнь заставила пойти на радикальные меры и вообще отказаться от поездок на ближайшие год-два, кто-то сократил вояжи с трех-четырех до одного-двух в год. Часть потребителей услуг туристических компаний стали путешествовать самостоятельно. Люди начали экономить на издержках и сами организовывать свой отдых (покупать авиабилеты, бронировать гостиницу, планировать маршрут), а не переплачивать за сервис турфирме.

Те же, кто из-за собственной лени, боязни быть обманутым или еще по какой-то причине остался клиентом туристических компаний, оказались не оригинальны в своих предпочтениях: на первое место для большинства россиян вышла цена тура, а уже потом все остальное.

Многие страны, в которых туризм является одной из основных статей дохода, уже подвели итоги 2009 года и озвучили планы на 2010-й. И если судить по данным национальных туристических агентств и офисов, а также по информации российских экспертов туриндустрии, то картина предпочтений российских туристов складывается следующая.

Большую часть наших сограждан, выезжавших на отдых за границу, принимали, как уже говорилось, Египет, Таиланд и Турция. Греция, которая в начале летнего сезона-2009 устроила настоящий демпинг, предлагая отдых на островах и в континентальной части по смехотворным ценам, все-таки не смогла конкурировать с могучей тройкой. Испания, позиции которой на российском рынке по-прежнему достаточно сильны и которая вела грамотную визовую политику, также оказалась потесненной. Но тем не менее настроена решительно в борьбе за российского туриста. В этом году Испания председательствует в Евросоюзе и намерена использовать эту возможность для облегчения визового режима для россиян на 100%. В частности, испанцы планируют способствовать принятию визовых послаблений и внедрению дорожной карты. Напомним, Испания начала выдавать россиянам мультивизы сроком на шесть месяцев весной прошлого года, что позволило этой стране привлечь дополнительное число российских туристов и минимизировать последствия кризиса для своей туриндустрии. При среднем снижении потока россиян за рубеж летом 2009 года на 30–40% Испания потеряла всего 17,5% туристов из России.

Дорогим турам по Старому Свету россияне стали предпочитать самостоятельно организованный отдых в Египте.
Фото: AP

Из лидеров же к настоящему моменту только Турция обнародовала свои данные по турпотоку. Он по-прежнему неиссякаем и даже вырос почти на 3%, но россиян среди иностранных туристов стало меньше на 6,41%, по сравнению с 2008 годом. В общей сложности, турецкие города и курорты посетили 2,6 млн. гостей из России (это почти 10% от общего количества иностранных туристов), а самыми многочисленными в Турции вновь оказались немцы (4,5 млн. человек). Наши соотечественники предпочитали курорты Анталии и Стамбул. Возможно, в 2010 году россияне вновь вернутся на турецкое направление в прежнем, а, может, и в большем объеме, во всяком случае, прогнозы у экспертов оптимистичные. «Турция будет востребована, несмотря ни на что. Просто многие поменяют отели – с шикарных на более скромные, но все равно поедут на средиземноморские и эгейские курорты», – уверены специалисты компаний, специализирующихся на турецком направлении. Отмена виз для российских граждан, которая ожидается в июне 2010 года, сделает турецкие курорты еще привлекательнее.

Кстати, до недавних пор своими прямыми конкурентами в борьбе за российских туристов турки считали Египет и Испанию, теперь в свете нынешних реалий им, видимо, придется вносить коррективы в свою политику продвижения турецких курортов в России. А реалии таковы, что часть туристов у Турции в 2009 году отобрала Болгария. В эпоху кризиса черноморские здравницы оказались более привлекательными с точки зрения цены, в последние годы болгарские курорты стали предлагать более качественный и разнообразный сервис. Сыграл свою положительную роль и введенный в середине апреля прошлого года упрощенный режим получения виз для россиян. И люди потянулись в Албену, на Солнечный Берег и Золотые Пески. Эта же тенденция, по прогнозам, сохранится и в 2010 году.

На Востоке традиционно одной из самых посещаемых россиянами стран был Китай, но, похоже, он теряет свои позиции. В прошлом году Поднебесную посетили более 1,74 млн. россиян, что на 44% меньше, чем в 2008 году (тогда в КНР побывали 3,12 млн. наших соотечественников). Наибольшее падение турпотока из России произошло в северной провинции Хэйлуцзян и на юге страны, в провинции Хайнань. Причиной столь катастрофического снижения популярности страны стало введение новых таможенных пошлин на ввоз товаров в РФ (ведь в Китай ездят не только туристы, но и торговцы) и пресловутый кризис. Хотя в «китайском вопросе» не все так однозначно. Пекин по-прежнему очень популярен среди россиян, в нем побывали почти 150 тыс. человек, а в провинции Шаньдунь, где расположены популярные среди жителей Сибири и Дальнего Востока морские курорты, даже зафиксирован впечатляющий рост турпотока из России на 60%.

Экзотические направления – Мальдивы, Сейшелы, Маврикий, Шри-Ланка, Куба и страны Латинской Америки – оказались в аутсайдерах, правда, не все. Так, российский турпоток в Доминикану увеличился в 2009 году более чем на 25%. Райские места посетили почти 50 тыс. россиян. В общем потоке иностранных туристов (3,4 млн. человек) это, конечно, капля в море, но ведь и направление для нашей страны новое. Правда, после случившегося в начале января страшного землетрясения на Гаити (Доминиканская Республика находится на востоке острова), спрос на начавшее набирать популярность направление практически исчез. Российские туроператоры констатируют стабильное затишье, «ситуация с продажами сложная», несмотря на то, что цены на путевки упали на 25–30%.

Отдельно стоит сказать о новогодних поездках. В первую десятку наиболее популярных стран в декабре попали Таиланд, Египет (именно в таком порядке, поскольку азиатская страна была представлена большим количеством спецпредложений и поэтому была максимально востребована), Объединенные Арабские Эмираты, Индонезия, Андорра, Индия, Доминиканская Республика. Пляжные страны разбавила старая добрая Европа с ее горнолыжными курортами в Австрии, Швейцарии, Германии, Франции и Финляндии. Но здесь приоритеты россиян сместились в сторону новых направлений. Часть наших горнолыжников и сноубордистов оттянули на себя Швеция, Болгария и Польша, предлагавшие более выгодные по соотношению «цена – качество» туры.

В целом завершившиеся новогодние каникулы для турбизнеса оказались более удачными, чем предыдущие. И некоторые эксперты уже поторопились заявить, что «турбизнес выходит из рецессии, и в 2010 году будет наблюдаться подъем отрасли». Слова, для большинства рядовых потребителей туристических услуг ровным счетом ничего не значащие, кроме одного – роста цен на путевки. Если это произойдет, то усилия многих стран, заинтересованных в привлечении российских туристов и удешевлении туров, окажутся напрасными.

АМЕРИКАНЦАМ НРАВИТСЯ ОТДЫХАТЬ В МЕКСИКЕ

Рождество и Новый год по давней традиции считаются в США домашними праздниками. К тому же и каникулы, приуроченные к этим торжествам, всегда короткие: они длятся не больше недели. В этом году эксперты прогнозировали крайне низкое число зарубежных поездок, в которые американцы отправятся зимой. Худшие опасения подкреплялись и прогнозами метеорологов, пророчивших ужасную погоду во многих популярных местах отдыха. Синоптики предрекали снежные штормы, способные нарушить графики полетов авиалайнеров за рубеж и в обратном направлении. Однако, пожалуй, впервые за многие годы предсказания специалистов не оправдались.
Во время прошедших праздников предпочтения туристов из США были следующими: Египет, Кипр, Греция, Доминиканская Республика, Франция и Германия. Лидером же стала Мексика с ее прекрасными отелями и выдавшейся в те дни хорошей погодой. Число американцев, решивших отдохнуть в Мексике, выросло по сравнению с тем же праздничным периодом 2008 года на 4,6%. Недавно американская статистическая транспортная организация «AAA» подвела итоги новогодних и рождественских поездок граждан за рубеж. По ее данным, воздушным транспортом воспользовались 4,2 млн. туристов, что на 0,1 млн. больше, чем в 2008 году. Впрочем, огромное число путешествующих по Мексике и другим странам Латинской Америки отправились в путь на своих машинах, туристических автобусах или поездах. Подсчитано, что в среднем один турист «прогулял» за один день отдыха за границей 1,009 доллара. Больше всего денег люди оставили в кафе и ресторанах, а также потратили на покупку праздничных подарков.
Общее число вояжеров в дни минувших зимних каникул достигло шести млн. человек. Были среди них и близкие друзья корреспондента «НИ» Джозеф и Алла Сорновы, которые вместе с детьми и внуками улетели на неделю в мексиканский город Канкун, расположенный на побережье Карибского моря. «Мы загорали на пляже и купались в теплой морской воде, пока в Чикаго стояли морозы, и валил снег», – хвастался по приезду домой Джозеф.
Борис ВИНОКУР, Чикаго


ФРАНЦУЗЫ НЕ ИЗМЕНЯЮТ РОДНОМУ КУРШЕВЕЛЮ

Французы экономят на всем, кроме отпуска. Результаты свежего опроса института IFOP на тему кризиса в жизни французских граждан показали, что пострадавшими от кризиса себя считают 85% населения. Больше всего беспокоит французов нависшая угроза потери работы. Однако и в личной жизни – сплошные переживания. Согласно тому же опросу, 78% рабочих и 62% служащих испытывают определенные трудности в свободное от работы время. Люди значительно сократили затраты на культурные мероприятия, рестораны, на обновку гардероба. В одном лишь французы не могут себе отказать – в заслуженном отпуске. Работающие французы сегодня тратят на отдых столько же, сколько и до начала кризисного 2008 года.
Франция – вообще чемпион по «безделью». Во всяком случае, именно в этой стране самая короткая рабочая неделя в мире (38,4 часа). Работая лениво, французы зато старательно продумывают, где и как выгодно провести отпуск, каникулы или выходные. В рождественские праздники, которые длились во Франции всего-то 2 дня (25 декабря и 1 января) большинство людей проявили патриотизм и вообще не поехали за рубеж. К тому же территория Франции, своей формой напоминающая пятиугольник, изобилует местами, где можно хорошо отдохнуть. Традиционно зимние каникулы французские семьи проводят в Альпах. Для того чтобы места на горнолыжных курортах хватило всем, зимние каникулы во Франции разделены на три периода – в зависимости от региона. В декабре ушедшего года Французские Альпы были переполнены отдыхающими, как и в декабре докризисного 2007-го. Куршевелю, например, кризис не страшен. Знаменитый альпийский курорт процветает не только благодаря русским олигархам. Пока в «верхнем» Куршевеле пьет шампанское русская «элита», в «нижнем» активно катаются на лыжах французы. Бронировать гостиницы на предстоящие зимние каникулы принято за год вперед. На сегодняшний день, по данным центра туристических исследований СЕТО, уже около 80% гостиниц в Южных Альпах зарезервированы на период следующих рождественских праздников.
Тем же, кому горы не интересны, подходит отдых на Лазурном Берегу. Хоть купальный сезон и закрыт, на южном побережье Франции солнечно и тепло. В декабре ушедшего года температура на Ривьере поднималась до 15 градусов. Гостиницы на побережье, несмотря на завышенные цены во время двух праздничных дней, были полны, как и в «тучные» годы.
Столичный регион также не пострадал от кризиса. Париж как оставался самым посещаемым городом в мире, так и продолжает им оставаться. В декабре 2009 года Эйфелева башня завлекла особенно много туристов своим ежедневным получасовым световым шоу. Лишь отдельно взятые пострадавшие от кризиса французы утверждают, что туризм им не по карману и что они не путешествуют уже несколько лет. Для большинства же людей путешествия по своей стране уже стали многолетней традицией, изменить которой не может вынудить никакой кризис.
Мария СКРИПНИК, Париж


ПРИБЫЛИ ШВЕДСКИХ ТУРКОМПАНИЙ РЕЗКО ВЫРОСЛИ ИЗ-ЗА ХОЛОДА

Несмотря на кризис, ведущие туристические компании Скандинавии подсчитывают доходы. По итогам первой недели января этого года их прибыли возросли на 20-40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Одна из причин – необычайно сильные для региона холода, заставившие десятки тыс. шведов, датчан и норвежцев отказаться от запланированных катаний на лыжах на скандинавских горных курортах или ничегонеделанья у родного очага и устремиться на рождественские каникулы в теплые края. Самым популярным жарким курортом в очередной раз стали Канарские острова. Именно на Канары отправлялись первые чартеры скандинавов еще в 50-е годы, и представители молодого поколения просто продолжают давние семейные традиции, о которых всегда напоминает Рождество. Далее по популярности следуют турецкая Алания, Крит и Майорка. Наиболее популярными были недельные пакеты из серии «все включено». На взлете оказались и путешествия «сити-уикенд» в разные европейские города. Лидерами здесь стали Прага, Лондон и Берлин. Этим летом в Стокгольме состоится бракосочетание кронпринцессы Виктории с «человеком из народа» Даниэлем Вестлингом, что подогрело в Швеции монархические настроения и общий интерес к королевской династии Бернадоттов, выходцев из Франции. Туристические компании уловили эту тенденцию, организовав тематические поездки «по бернадоттовским местам» юга Франции. Среди тематических путешествий эти туры оказались самыми востребованными.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольмi

"