Posted 20 декабря 2019,, 11:06

Published 20 декабря 2019,, 11:06

Modified 7 марта, 15:25

Updated 7 марта, 15:25

Сермяжная правда: успехи в учебе в основном зависят от благосостояния семьи

Сермяжная правда: успехи в учебе в основном зависят от благосостояния семьи

20 декабря 2019, 11:06
Ученые обнаружили, что социально-экономический статус родителей сильнее наследственных различий ДНК влияет на достижения ребенка в образовании

Результаты исследования ученых из Йоркского университета о связи академической успеваемости детей с их генами и социально-экономическим положением родителей опубликовано в журнале Developmental Science.

Ирина Зиганшина

Как предполагают авторы, хорошо ли будет ребенок учиться, можно предсказать уже при рождении. Достаточно иметь информацию о его генах и семье.

В ходе исследования были использованы данные 5000 детей, родившихся в Великобритании с 1994 по 1996 год. Ученые проанализировали результаты тестирования на ключевых этапах обучения, уровень образования и профессиональный статус родителей, а также результаты полигенного скоринга. Последнее – статистический метод, когда, используя накопленные базы данных, по ДНК человека можно предсказать его склонность к болезням, особенности психики, уровень IQ. Полигенный скоринг также позволяет вычислить так называемый полигенный балл, показывающий будущие успехи в образовании.

Во время исследования обнаружилось, что дети с высокими полигенными баллами к семи годам достигают гораздо больших успехов, чем дети с низкими полигенными баллами. На протяжении всех школьных лет разрыв в достижениях неуклонно увеличивается и к моменту сдачи выпускных экзаменов приводит к существенно различающимся оценкам.

Тем не менее наличие генов, предсказывающих хорошую учебу, для дальнейших успехов в образовании не так важно, как наличие высокообразованных и состоятельных родителей. Только 47% детей в исследуемой выборке с высокой генетической склонностью к образованию, но более бедными родителями поступили в университет. Среди детей с низкой генетической склонностью, но более обеспеченными родителями таких было 62%. Однако наибольшее преимущество было у детей, имевших и высокую генетическую склонность к образованию, и богатую и хорошо образованную семью: 77% поступили в университет. И только 21% детей из семей с низким социально-экономическим статусом и низкой генетической предрасположенностью продолжили обучение в высших учебных заведениях.

Таким образом, резюмируют авторы работы, хотя результаты исследования являются наблюдательными, они дают понять, что дети не имеют равных возможностей в образовании из-за различий в генетике и семейного происхождения. То, откуда вы пришли, оказывает огромное влияние на школьные успехи. Необходимы меры, которые помогли бы сгладить это неравенство и открыть двери в образование для всех.

"