Posted 31 января 2019,, 14:08

Published 31 января 2019,, 14:08

Modified 7 марта, 16:22

Updated 7 марта, 16:22

Решение о выходе России из Совета Европы пока так и не принято

Решение о выходе России из Совета Европы пока так и не принято

31 января 2019, 14:08
Фото: komtv.org
Политолог Александр Ивахник отмечает, что представители российского руководства подают разные "сигналы" относительно необходимости участия в Совете Европы. Это может означать, что окончательное решение о разрыве с этой организацией, в составе которой есть и столь востребованный россиянами ЕСПЧ, пока не принято.

"Представители российского парламентского руководства проявляют любопытную двусмысленность в вопросе о дальнейшем пребывании России в Совете Европы (СЕ), - пишет Александр Ивахник в телеграм-канале Bunin & Co. - Как известно, с середины 2017 года Россия заморозила выплату годовых взносов в Совет Европы вплоть до возвращения российской делегации в ПАСЕ ее полномочий в полном объеме. В октябре 2018 года генсек СЕ Турбьёрн Ягланд сообщил, что если РФ не погасит задолженность в размере 66 млн евро, то ее членство в СЕ может быть приостановлено с 1 июля 2019 года. После этого Сергей Лавров заявил: "Если они хотят исключить Россию из Совета Европы, мы им такой радости не доставим, мы уйдем оттуда сами".

Глава комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев отметил, что последствия выхода России из СЕ будут серьезными. В частности, Москва не будет участвовать в шести базовых конвенциях СЕ, в том числе – о защите прав человека и основных свобод. Правда, иски к России в ЕСПЧ, поданные до момента ее выхода из СЕ, могут рассматриваться судом в Страсбурге, а таковых сейчас около 10 тысяч.

Однако 29 января Косачев выступил на "круглом столе", организованном "Валдайским клубом" в Москве, где значительно изменил акценты. "Современная Россия вступала в Совет Европы совершенно осознанно… Я считаю, что сделанный в 1996 году российским руководством выбор был верным. Пересматривать этот выбор нам совершено точно не следует, потому что с точки зрения ценностей ничего не изменилось. Мы готовы следовать и исповедовать те ценности, которые заложены в уставе Совета Европы", – подчеркнул глава международного комитета СФ. Более того, по его оценке, "членство России в Совете Европы себя оправдало и продолжает оправдывать".

Косачев пояснил, что участие России в более чем 60 конвенциях Совета Европы позволяет ей через многосторонние механизмы значительно быстрее решать многие актуальные вопросы, которые было бы труднее решать через выработку огромного числа двусторонних соглашений.

Можно не сомневаться, что оценки Косачева не разделяются значительной частью российской политической элиты, у которой выработалась сильная ценностная идиосинкразия в отношении Совета Европы. Многие воспринимают членство России в СЕ как ненужное обременение, реликт изживших себя наивных представлений 1990-х о движении страны к европейским демократическим институтам и свободам. Однако едва ли такой опытный политик, как Косачев, стал бы озвучивать только свои личные предпочтения.

Похоже, в Кремле пока не принято окончательного решения относительно целесообразности выхода из СЕ. Возможно, сомнениям на этот счет способствовало и недавнее признание генсека Совета Европы Ягланда о том, что санкции СЕ в отношении России оказались неэффективными и привели к кризису в организации".

"