Posted 29 октября 2003,, 21:00

Published 29 октября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Путешествия дилетанта

29 октября 2003, 21:00
Не так давно верхняя палата Федерального собрания решила внести свою лепту в совершенствование предвыборных технологий, обратившись к кандидатам в депутаты нижней палаты с призывом «воздержаться от выдвижения собственных внешнеполитических платформ». Ибо международная политика «выходит за рамки полномочий Госдумы», поп

Сенаторы проявили немалую предусмотрительность, что называется, про запас. Только «подарок» оказался сделан совсем не с той стороны, что вызвала их опасения. Буквально в те же дни в Малайзии проходил саммит организации «Исламская конференция» (ОИК), на котором побывал российский президент. Там Владимиру Путину, как известно, пришлось выслушать антисемитскую речь бывшего премьер-министра этой страны и нового председателя ОИК Махатхира Мохамада. Его слова о том, что мусульмане для самозащиты вынуждены покупать оружие у врагов, отчасти могли задевать даже Россию (поскольку последнюю крупную закупку военной техники Малайзия сделала именно у нас). Однако статус гостя, приглашенного лично г-ном Мохамадом, не предусматривал острых дискуссий по существу проблемы, и Путин ограничился одной репликой: «Мы сегодня ознакомились с различными мнениями, вплоть до самых крайних».

Но каким боком эта малосимпатичная история связана с избирательной кампанией? Оказывается, она имела продолжение в кулуарах, точнее, некоторые «доброжелатели» постарались такое продолжение найти и придать ему весьма своеобразное развитие. Среди официальных лиц, сопровождавших президента в поездке, был глава Башкирии Муртаза Рахимов. После выступления Махатхира Мохамада ему случилось произнести несколько фраз в том духе, что, дескать, оратор, рассуждая о вражде, наверняка не имел в виду Россию – возможно, переводчик обмолвился. Затем Рахимов поспешил вернуться на родину, Путин же проследовал в столицу Таиланда на встречу с главами стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

В ходе саммита ОИК президенты Российской Федерации и Башкортостана успели пообщаться в тесном кругу. Владимир Путин, в частности, похвалил башкирских хлеборобов, собравших в эту страду по 30 центнеров с гектара, и высказал пожелание, чтобы в считанные недели, остающиеся до выборов главы республики и депутатов Госдумы, политические гонки не помешали нормальному течению жизни в регионе – наверняка имея в виду тот факт, что уфимское кресло номер один в нынешнем «забеге», как никогда, плотно окружено конкурентами, готовыми идти ва-банк.

Остается добавить, что один из последних – финансовый деятель, известный не только своими сегодняшними политическими амбициями, но и далеко не безупречными методами ведения хозяйственных споров, специально отправился в Бангкок, чтобы «отметиться» в президентской свите. Хотя среди, по меньшей мере, двухсот человек, сопровождавших первое лицо, горе-бизнесмена в телерепортажах наблюдать так и не удалось. Однако по поводу этого события предвыборный интернетовский сайт кандидата-москвича торжественно огласил буквально следующее: встреча двух политиков «имела место быть». На ней заинтересованные лица «обсуждали аспекты экономического взаимодействия России со странами АТЭС, а также развития российских регионов». Но пресс-служба Кремля об этой встрече даже не заикнулась.

Впрочем, обещанием «сообщить подробности в ближайшее время» дело и закончилось. Надо думать, вся беседа, как бывает в большинстве подобных случаев, свелась к мимолетному рукопожатию: «Мол, здравия желаю, Владимир Владимирович!» – «А, здравствуйте, здравствуйте... Что-то давно вас не видно, ну заходите как-нибудь...»

Однако дальше предвыборная агитация прямо-таки сорвалась с цепи: если верить сообщениям упомянутого портала, Муртаза Рахимов был досрочно отправлен восвояси якобы за то, что «подставил президента России», фактически дезавуировав его слова. Более того, в одном из этих «откровений» утверждалось даже, будто бы Владимир Путин принял такое решение после разговора с московским соискателем, «сделав правильный выбор». Хотя сессия в Таиланде проходила два дня спустя после малайзийской.

Что на самом деле происходило на саммите в Джайяпуре, объяснил информированный источник, близкий к кремлевской администрации. По его словам, приглашение Муртазы Рахимова в состав российской делегации на форум ОИК было частью продуманного плана: в ней должны были быть представлены, кроме новоизбранного президента Чечни, главы самых спокойных и стабильных мусульманских регионов Поволжья и Северного Кавказа – соответственно Башкортостана и Кабардино-Балкарии. Почему Рахимов не полетел в Бангкок? Просто счел свою миссию завершенной после официальной беседы на высшем уровне: ведь выхода к океанам Башкирия не имеет, да и к географической Азии, строго говоря, не принадлежит. В Таиланд приехали из России в основном бизнесмены. Общение Владимира Путина на любые темы с кем-либо из них по отдельности в протокол президентских встреч не входило, подчеркнул источник.

В Уфе же уточнили, что приписывать башкирскому руководству защиту антисемитов может лишь болезненная фантазия. Евреев в Башкирии немного – около 20 тысяч на четырехмиллионную республику, но для их национальной жизни созданы все условия. Власти содействовали и в строительстве новой синагоги, и в развитии еврейских школ. Президент же, вернувшись из поездки, ушел в отпуск и сейчас занимается предвыборными делами, ему предстоит еще не одна встреча с избирателями. А что касается «находчивого» конкурента...

«Лучше бы он занимался своим недавно учрежденным Фондом развития регионов, поскольку в «привлечении финансовых ресурсов из бюджетных и внебюджетных источников», как сказано в уставе этой организации, смыслит явно больше, чем в управлении четырехмиллионной республикой», – добавил источник в администрации Рахимова.



"