Posted 29 января 2004,, 21:00

Published 29 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Закон до Страсбурга доведет

29 января 2004, 21:00
Вчера Конституционный суд РФ отклонил жалобу пенсионеров на закон о пенсиях. Заявители требовали вернуть в трудовой стаж годы учебы в вузе, ухода за ребенком, а также пересчитать стаж с учетом «северных коэффициентов». Теперь вся надежда пенсионеров на Страсбург, на Европейский суд по правам человека.

Вступивший в силу в 2002 году закон «О трудовых пенсиях» ввел новый порядок расчета трудового стажа. Отныне в него не включаются так называемые нестраховые периоды – годы учебы в вузе, ухода за ребенком, проживания женщины с мужем-военнослужащим в местах, где она не могла устроиться на работу. Отменил закон и «северный коэффициент» – умножение проработанных на Крайнем Севере лет на 1,5. В результате учитываемый при расчете пенсии трудовой стаж сократился на годы, а у некоторых людей даже на десятилетия. А каждый дополнительный год стажа увеличивает пенсию на 30–35 рублей. Пенсионеры возмутились, и весной 2002 года в Конституционный суд поступило около сорока жалоб. Заявители утверждали, что новый закон о пенсиях не соответствует Конституции, так как урезает права граждан. А российская Конституция запрещает издавать законы, «отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Однако вчера Конституционный суд постановил, что новый закон о пенсиях ничьи права и свободы не умаляет. Потому как оный теоретически «не препятствует пенсионеру» получать пенсию по старому закону, 1997 года. Правда, согласно нему максимальная пенсия не может превышать 600 рублей. Новый же закон определяет ее минимальный размер в 660 рублей. То есть новый минимум больше старого максимума. Таким образом, положение пенсионеров с принятием закона, согласно судейской логике, только улучшилось. И с Конституцией все в порядке.

Судья Конституционного суда Сергей Казанцев пояснил корреспонденту «Новых Известий», что необходимо различать два стажа – общий трудовой и страховой. Общий трудовой стаж, который учитывается, к примеру, при награждении медалью «Ветеран труда», закон не трогает. А вот в страховой стаж, по которому начисляется пенсия, отныне будет входить только время работы, вынужденной нетрудоспособности и период, когда человек был в статусе официально зарегистрированного безработного. «При расчете пенсии платят тому, кто работал. А за того, кто не работал, кто платить будет? Кто работал? Это несправедливо», – заявил судья. А северные пенсионеры, отстаивавшие свой коэффициент, по словам г-на Казанцева, вообще боролись за то, чтобы «все население за них доплачивало». Позже судья признался, что «по-человечески трудно было отказать пенсионерам». Но такова «логика Конституции». А пенсионеры хотели «льготы из старого закона прибавить к новому». К тому же судьи Конституционного суда «специально посчитали, что даже если у женщины по старому стажу было 30 лет, а по новому – 2 года, все равно у нее пенсия выходит больше».

Заявители, покидая Конституционный суд, грозились подать иски в Страсбург в Европейский суд по правам человека. Сергей Казанцев оценил их шансы скептически. «Европейский суд отстаивает, прежде всего, политические права, а к социальным подходит очень осторожно». И добавил: «Всегда найдется тот, кто пенсионной системой недоволен. Главная проблема в том, что мало денег в государстве на пенсии».

Вчера же Конституционный суд начал рассмотрения запроса Верховного суда об уточнении поводов, по которым Центральная избирательная комиссия может жаловаться в Верховный суд на нарушение избирательного законодательства. В законе сказано, что обращаться можно, «если нарушения касаются значительного числа граждан, либо приобрели особое общественное значение». Заявители считают эту формулировку неконкретной, позволяющей ЦИК произвольно решать, по каким поводам обращаться или не обращаться в Верховный суд: «Редакция названной нормы допускает ее неоднозначное понимание, приводящее к неопределенности».

"