Posted 28 августа 2003,, 20:00

Published 28 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Азербайджан: потерянный электорат

Азербайджан: потерянный электорат

28 августа 2003, 20:00
Торговые ряды московских рынков могут стать козырем в борьбе за президентское кресло

Вчера на Калужской площади Московская национально-культурная автономия азербайджанцев проводила митинг. Около тысячи человек призывали власти Азербайджана обеспечить демократичность предстоящих президентских выборов. Митингующие приняли резолюцию, требующую от Баку освободить до 1 сентября всех политзаключенных и обеспечить условия для возвращения на родину и участия в голосовании первого президента Азербайджана Аяза Муталибова и экс-спикера парламента Расула Гулиева. В документе отмечается: «Никто не считается с миллионами азербайджанцев, проживающими за пределами своей страны... Азербайджанская диаспора России не будет признавать легитимность нового президента, избранного в результате массовых фальсификаций».

Президентские выборы в Азербайджане должны состояться 15 октября. Уже сейчас вокруг этого вращается вся политическая жизнь страны. На пост главы государства претендуют 12 человек, в том числе действующий президент страны Гейдар Алиев и его сын Ильхам. Основными противниками клана Алиевых выступают четыре партии: «Мусават», возглавляемая Исой Гамбаром, Партия народного фронта (Али Керимли), Партия национальной независимости (Этибар Мамедов) и Демократическая партия (Расул Гулиев). На прошлой неделе в Лондоне оппозиционеры пытались договориться о выдвижении на выборы единого кандидата. Однако дальше разговоров дело не пошло.

Как полагает известный российский востоковед, профессор МГИМО Алексей Малашенко, учитывая разнородность азербайджанской оппозиции, вряд ли можно надеяться, что за оставшиеся неполных два месяца им удастся преодолеть свои противоречия и амбиции. Но даже если и получится, у большинства специалистов исход голосования не вызывает сомнений: власть в Азербайджане останется в семье Алиевых. Методы направления народной воли в нужное русло были отработаны еще в советские времена.

Но по части волеизъявления электората в современном Азербайджане есть и еще одна особенность: значительная часть населения страны сейчас проживает за ее пределами, в основном в России. Это самая активная часть граждан, трудоспособные мужчины, которые ищут заработок за рубежом. Их очень много. По оценочным данным (точных нет ни у кого) посольства Азербайджана в Москве, число азербайджанцев в России приближается к полутора миллионам, из них в столичном регионе проживают примерно 800 тысяч. Представители азербайджанской диаспоры называют цифры в два и даже три миллиона человек. Чингиз Гусейнов, известный писатель и профессор МГУ, утверждает, что чуть ли не половина его соотечественников, занятых поисками работы, живут в России. Вряд ли эти люди к 15 октября бросят все свои дела и отправятся в Азербайджан, чтобы отдать голос тому или иному кандидату.

В принципе можно проголосовать и в России. Как рассказали «Новым Известиям» в посольстве Азербайджана, избирательных участков в нашей стране будет всего два: один в Москве, другой в консульстве в Петербурге. Значит, если отталкиваться только от официальной численности диаспоры, на каждый из них приходится по 750000 человек. Пропускная способность этих участков явно не рассчитана на такое количество людей. Это уже не говоря о том, что не все обосновавшиеся в России азербайджанцы живут в российских столицах. Да и те, кто временно поселился в Москве и Питере, к избирательным урнам не торопятся. В этом убедились корреспонденты «Новых Известий», которые побывали на нескольких столичных рынках.

Пока в Баку кипят политические страсти, в Москве полным ходом идет обычная арбузно-помидорная торговля. Чуть подперченные продавщицами из Молдавии и Украины, щедро разбавленные грузчиками из Узбекистана и Таджикистана торговые ряды были и остаются азербайджанской вотчиной.

– Эй, уважаемый, что хотел? Подходи, у меня все есть! – подзывает Мамед покупателей к своему прилавку на Лефортовском рынке, – бери помидоры, у меня хорошие помидоры.

Мамед приехал в Москву в апреле. Дома в Баку его ждут жена и двое дочерей.

– Сезон закончится, домой поеду, – говорит он, – а пока надо деньги зарабатывать.

Голосовать Мамед не собирается:

– Где голосовать? Сюда мне урну не принесут! А победит Ильхам! Больше некому. Он молодой, и от него мы знаем, что ждать! А остальные, кто они?

– Ай, Мамед, что ты говоришь, – подключается к разговору Аяз, торговец с соседней точки, – а Исса Гамбар, он тоже порядочный человек.

– Все равно Ильхам победит, – настаивает на своем Мамед.

– Конечно, Ильхам, – поддерживают его два молодых рослых парня, – вот будут выборы, мы пойдем в посольство и отдадим свои голоса за него.

– Кто? Ты пойдешь? – начинает кипятиться Аяз.

Но в этот момент к распалившимся спорщикам подошел невысокий пожилой мужчина.

– Что вы начинаете, нам ведь все равно кто будет президентом. Главное, чтобы деньги водились, – хлопнул он себя по карману. На этом спор и закончился.

На «Черкизовском» рынке предвыборная гонка в Азербайджане тоже никак не отражается. Все те же толпы людей, зазывания в примерочную.

– Базар не фондовый рынок, – говорит Кабил, – какие потрясения. А там, – он многозначительно поднимает глаза, – без нас решат, кому президентом быть.

Он приподнимается и выравнивает разложенные на прилавке джинсы.

– Вот теперь нормально, – продолжает Кабил, – так и в стране должен быть порядок и спокойствие. А при ком они будут мне все равно. Да и другим, наверное, тоже. Мы здесь работаем.

– Голосовать в посольстве, да что ты говоришь, – удивляется другой торговец, – а мы и не знали, да если бы и знали, то не пошли. Мы и так тебе здесь скажем, кто будет президентом.

– А я поеду на выборы в Азербайджан, – смеется Тамерлан, – прямо куплю билет на самолет, полечу и проголосую. Шучу, конечно. А если честно, то люди будут голосовать за того кандидата, о котором они могут судить по поступкам. А если я о человеке ничего не знаю, как я буду за него голосовать. Мне лично все это неинтересно.

– Эй, уважаемый, идем сюда, – начинает он зазывать проходящего мимо покупателя, и становится понятно, выбор на «Черкизовском» сделан уже давно. Это личное спокойствие и деньги. Будущее Азербайджана определят другие люди.

Сомневаться в том, что победит клан Алиевых, не приходится. Но, как полагает профессор Малашенко, самое интересное начнется после выборов. Оппозиция не прекратит борьбу. И на руках у нее окажется сильный козырь: сотни тысяч избирателей не выразили своей воли, значит, выборы непредставительны. В этой ситуации, считает Малашенко, политическая стабильность в стране может быть нарушена. А ведь Азербайджан – не просто одна из постсоветских республик. Азербайджан – это своего рода мост, соединяющий Среднюю Азию, Европу и Ближний Восток. Если здесь начнутся волнения, это отразится на всем Кавказе и Прикаспийском регионе. Забеспокоится Грузия, не смогут остаться равнодушными к происходящему и другие его соседи – Россия, Турция, Иран. Будут затронуты интересы США потому, что в Вашингтоне вынашивают большие стратегические планы в отношении этой республики.

Таким образом, путь от прилавка московского рынка до высоких политических апартаментов значительно короче, чем кажется с первого взгляда.

"