Posted 28 июля 2004,, 20:00

Published 28 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

А две России лучше?

А две России лучше?

28 июля 2004, 20:00
Тема возможного распада России, обсуждавшаяся экспертами на страницах «НИ» (№ 125), явно задела наших читателей за живое. Сегодня мы приводим лишь несколько выдержек из бурной интернет-дискуссии, развернувшейся на интернет-сайте нашей газеты. А кроме того, предлагаем для нее новый поворот, заданный такими известными не

Новый импульс давней полемике об угрозе распада России дал доклад ЦРУ, в котором, как позже выяснилось, собственно слова «распад» не было. Однако российской прессой этот документ был использован как раз как повод обсудить перспективы дезинтеграции. Известный экономист Михаил Делягин, комментируя эту дискуссию, заявил «НИ», что мысль о возможности и даже благотворности распада целенаправленно внедряется в массовое сознание россиян. А лидер партии «Демократический союз» Валерия Новодворская, в свою очередь, и попыталась ее внедрить, заявив корреспонденту «НИ», что маленькие, компактные государства смогут быстрее приобщиться к западным ценностям и образу жизни, чем нынешняя громадина. Геополитик Александр Дугин и исследователь феномена «русской идеи» Игорь Чубайс, напротив, были солидарны в том, что процессы дезинтеграции ничего, кроме всевозможных бед, не сулят. Читатели «НИ» не остались равнодушны к аргументам сторон, активно включившись в дискуссию в Интернете.

Dkflbvbh: Россия слишком неоднородна, чтобы расколоться. Интересно, какие ее части, по мнению ЦРУ, способны существовать как самостоятельные государства? Сравнивать Россию с империями просто глупо. Основа любой империи – это отношения метрополии с колониями. Интересно, где у нас метрополия? Уж не та ли, что расположена в пределах Садового кольца?

Ибрагим Марзиев: А где была метрополия у Римской империи? В пределах границ Рима? Ведь римлянами называли только граждан этого города. Да и так ли это важно, где метрополия? На мой взгляд, гораздо важнее ответить на вопрос, где колонии. Ответ: Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток и т. д. Что в остатке? Несколько губерний Золотого кольца. Байки о том, что все эти земли были присоединены по обоюдному согласию, не имеют под собой исторической основы. Вы пишете: «Россия слишком неоднородна, чтобы расколоться». Но, по-моему, напротив, лоскутные империи всегда распадались. Именно поэтому сейчас затеяли процесс укрупнения регионов. Можно стереть с карты Чечню, Ингушетию и т. д., назвав все это Кавказской губернией. Но стереть историческую память народов невозможно.

Анна: Если реально дойдет до раздела России, то я, скорее всего, возражать не буду. Россия в настоящее время живет для Москвы и группки элиты, подлизывающейся к Москве. Я прагматичный человек и хорошо представляю себе, какой, чреватый последствиями передел собственности может последовать за переделом границ. Но, возможно, это лучше, чем жить, задыхаясь от безысходности, как живут сейчас люди в регионах, лишенные всех возможностей современной цивилизации. Когда дело дойдет до разделения, наши «первые лица» могут увидеть очень нелицеприятную реакцию простого народа. Да кроме того говорить об особых исконных качествах русского народа я бы тоже порекомендовала воздержаться. Русский народ очень изменился за последние десятилетия, не говоря уж о последнем столетии. Как говорится, «за время пути собачка могла подрасти».

Dkflbvbh: Границы России шире границ Российского государства, при этом государство временно, Россия вечна. Я глубоко убежден, что Россия как единое культурное, языковое, экономическое и проч. пространство будет и в дальнейшем включать в себя и Кавказ, и Среднюю Азию, и даже Прибалтику. Нынешняя тяга к «самоопределению и суверенизации» – это либо неадекватность сознания, либо стремление местной элиты обеспечить себе маневр для беспрепятственного воровства. Россия – мать не только русского народа, но и всех других. И с этой точки зрения для меня, русского, великорусский шовинизм – такое же неестественное явление, как и любой другой. Кроме того, кого считать русским народом? Как отличить русского от нерусского? По языку? Так сейчас по-русски и африканцы говорят... По территории? Так Сибирь населялась русскими, украинцами, немцами, татарами, поляками, казахами, китайцами (список очень большой), и с этой точки зрения Сибирь – нерусская территория. По цвету волос, форме ушей, разрезу глаз? Если по совокупности этих признаков отбросить нерусские территории, а попутно исключить из списка мордву, чувашей и еще многих, то что останется за русскими? Нетрудно догадаться – столица нашей Родины...

Александр Мазин: Народ, предавший свою «национальную» идею, либо уничтожается, либо рассеивается по миру. Чтобы предотвратить этот распад, надо всего-навсего раскаяться в своем предательстве и взяться за строительство своего нового государства. Мы же взяли курс на обустройство руин. На руинах, как известно, не живут, а вымирают.

Познакомившись с мнениями участников дискуссии, по столь, как выяснилось, животрепещущей для наших сограждан теме решили высказаться Эдуард Лимонов (лозунг его национал-большевистской партии «Россия – все, остальное – ничто») и председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль.

Эдуард Лимонов: Конечно, имперская идея нас никогда не покинет. Но сегодня, в нынешней ситуации, мне нравится вариант двух Россий. Пусть здесь, на этой мерзлой территории, остаются алкоголики, пенсионеры и сотрудники спецслужб. А другую – свободную Россию стоило бы создать где-нибудь в Туркестане. И там родилась бы новая русская нация.

Гейдар Джемаль: Распад России чреват очень серьезными мировыми потрясениями. Если Москва утратит контроль над Сибирью, ею тут же займется Китай. Индия, в свою очередь, никогда не смирится с его возросшим потенциалом. Между этими странами неминуемо возникнет конфликт. Он неизбежно расколет исламский мир: Пакистан поддержит Китай, Иран – Индию. В этой ситуации и Европа не сможет оставаться в стороне. Таким образом, произойдет «афганизация» всего евразийского пространства. Оно погрузится в хаос.

«НИ» ждет и от читателей, и от политиков с экспертами новых аргументов «за» и «против» единства и неделимости нашей родины.

"