Posted 28 апреля 2013,, 20:00

Published 28 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:18

Updated 8 марта, 02:18

Разводной ключ

28 апреля 2013, 20:00
После того как депутаты отчитались о своих доходах и имуществе за 2012 год, появилась информация, что около 30 членов нижней палаты парламента развелись со своими женами, чтобы не включать в декларации их имущество. Руководитель фракции «Единой России» Владимир Васильев подтвердил «брачную» информацию, уточнив, правда,
Сюжет
Деньги

По словам руководителя фракции «ЕР» Владимира Васильева, в управление кадров Госдумы поступили данные о разводе семи депутатов. Но по фамилиям этих парламентариев г-н Васильев не назвал, впрочем, как и не стал уточнять, сколько из них входят в самую массовую фракцию. «Я сейчас не буду называть, кто из депутатов это сделал. Дело в том, что в обществе сложилось такое мнение: каждый, кто развелся, – это какой-то злодей», – пояснил лидер фракции.

Эти слова стали реакцией на появившееся неделей ранее сообщение информагентства ИТАР-ТАСС, которое со ссылкой на неназванный источник в Госдуме сообщило, что около 30 парламентариев развелись со своими женами за два месяца до подачи деклараций о доходах. После этого эсер Илья Пономарев обратился в думскую комиссию по доходам с запросом проверить развод лидера ЛДПР Владимира Жириновского. «В случае, если факт развода действительно был, прошу проверить, как делилось совместно нажитое с супругой имущество», – говорится в обращении депутата, где справедливоросс также просит разъяснить порядок декларирования имущества депутатами, которые проживают со своими супругами в гражданском браке. По мнению Пономарева, Жириновский оформил фиктивный развод с супругой Галиной Лебедевой. То, что в декларации за 2012 год Жириновский не стал указывать доходы супруги, удивляет, ведь в предыдущих декларациях он доход жены указывал. Так, за 2011 год у Галины Лебедевой были задекларированы 71 млн. руб., несколько квартир и другое имущество. В декларации за 2012 год глава либерал-демократов указал только свой доход и имущество – 2,5 млн. руб., девять земельных участков, два недостроенных дома и автомобиль «ГАЗ». Сам Жириновский уже неоднократно комментировал, что у него с супругой церковный брак, а указывать доход и имущество супругов нужно, только если брак зарегистрирован в ЗАГСе.

Информация о фиктивных разводах депутатов не могла не заинтересовать общественность. Сравнили опубликованные декларации депутатов за 2012 год с декларациями за 2011-й, чтобы понять, кто же из думцев действительно расстался со своими вторыми половинами. Оказалось, что в новых декларациях только восемь человек не указали доход своих супругов, который указывали в прошлых документах. За 2012 год без супругов остались трое депутатов из «Единой России» – Бекхан Агаев, Виталий Ефимов и Светлана Максимова, двое либерал-демократов – Владимир Жириновский и Денис Волчек, двое коммунистов – Александр Потапов и Сергей Собко, один справедливоросс – Олег Пахолков. У единоросса Ефимова супруга скончалась, Бекхан Агаев живет в гражданском браке, поэтому в этом году решил не предоставлять информацию о гражданской жене, эсер Пахолков и единоросс Максимова развелись больше чем полгода назад. Депутат от КПРФ Александр Потапов при разводе разделил совместно нажитое имущество с супругой, поэтому его доходы возросли с 500 тыс. рублей до 2 млн. рублей. А вот развод другого депутата от КПРФ Сергея Собко вызывает сомнения. По данным некоторых СМИ, официально коммунист расстался с супругой 17 апреля 2013 года, то есть спустя два дня после того, как были опубликованы декларации депутатов. Доход парламентария остался таким же – около трех млн. рублей, а вот части имущества не стало. В документах за 2011 год семья Собко владела четырьмя квартирами, тремя жилыми домами, четырьмя земельными участками, гаражом и четырьмя автомобилями. В декларации за 2012 год Сергей Собко указал один земельный участок, один дом, одну квартиру, два автомобиля и гараж. Кстати, в декларации за 2011 год доход у супруги депутата Собко был почти в 10 раз больше, чем у мужа, – около 35 млн. рублей.

Руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев в разговоре с «НИ» отметил, что депутаты отчитываются за истекший год, поэтому доходы и имущество супруги, если они развелись в этом году, нужно было указать. «Если брак расторгнут уже в этом году, то нужно было указывать в декларации за 2012 год, а вот за 2013-й – уже нет», – сказал депутат. Также Вадим Соловьев подчеркнул, что нужно еще выяснить, является ли Собко членом партии КПРФ. «У нас во фракции не все депутаты являются членами партии КПРФ, есть и сочувствующие. У нас примерно 40% членов фракции КПРФ не являются членами партии», – добавил парламентарий.

Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин не исключает, что с помощью разводов депутаты пытаются уйти от декларирования доходов и имущества супругов. Как отмечает эксперт, к 1 июля, когда парламентарии должны будут отчитаться и о расходах, количество депутатов, желающих расторгнуть брак, может увеличиться. «Уже называлась цифра в несколько десятков человек, не исключено, что это как раз не только те, кто уже официально развелся, но и те, кто обратился в суд или ЗАГС», – сказал «НИ» г-н Макаркин.

Коммунист Вадим Соловьев говорит «НИ», что любой грамотный юрист обойдет все существующие сейчас ограничения в два счета. «Должна быть ратифицирована 20-я конвенция ООН о незаконном обогащении. Когда чиновник не представляет разумные объяснения своих доходов, он несет уголовную ответственность с конфискацией имущества. Вот это будет работать. Сейчас напринимали массу ограничивающих законов, но нормальному юристу их обойти – раз плюнуть», – резюмирует депутат.

"