Posted 28 января 2013,, 20:00

Published 28 января 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:03

Updated 8 марта, 05:03

Неожиданная замена

Неожиданная замена

28 января 2013, 20:00
Вчера указом президента РФ досрочно прекращены полномочия президента Республики Дагестан Магомедсалама Магомедова. Временно исполняющим обязанности главы республики назначен Рамазан Абдулатипов, до вчерашнего дня бывший заместителем председателя комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправ

Господин Магомедов возглавлял регион с 2010 года. И хотя срок его полномочий истекал только в 2015 году, слухи о его досрочной отставке не затихали последние две недели. Масла в огонь подлил визит Магомедсалама Магомедова в Кремль на прошлой неделе, однако он не принес, казалось, никаких конкретных результатов. А за день до подписания президентского указа и вовсе произошла запутанная история. Рамазан Абдулатипов в воскресенье дал интервью изданию «Кавказская политика» уже в качестве временно исполняющего обязанности главы региона, но эту информацию тут же попытался дезавуировать пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

«В Дагестане идет типичная клановая борьба, – пояснил смену власти в регионе замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Как я понимаю, у Магомедова осложнились отношения с частью олигархов, которые хотели бы провести во власть своего человека. Поэтому назначен Абдулатипов – человек с именем, с известностью, крупный федеральный политик. Хотя вряд ли он станет полностью самостоятельной фигурой. Кроме того, у Магомедова были не очень хорошо выстроены отношения с силовиками. Он их не раз критиковал, стремился найти компромисс с частью исламских активистов, которые находятся в оппозиции к официальному руководству мусульман республики. Наверное, это не очень нравилось силовикам, которые считают, что так называемым ваххабитам можно противостоять только вооруженной силой».

Эксперт указывает и на межнациональную проблему в республике. Как известно, в регионе проживает большое количество представителей различных национальностей. Между ними всегда наблюдалось противостояние, и вопрос о том, чей представитель стоит во главе республики, по-прежнему актуальный. «Магомедов даргинец, – напомнил Алексей Макаркин. – Даргинцы в течение долгого времени руководят республикой, но в начале 90-х годов, когда только формировались органы власти Дагестана, предполагалось, что будет ротация между двумя основными этносами республики – даргинцами и аварцами. Но она была неравномерной. Из трех руководителей за последние два десятилетия двое были даргинцы – отец и сын Магомедовы и один аварец – Муху Алиев. По сумме лет Магомедовы находились у власти намного больше времени, чем Алиев. Здесь наблюдается конкуренция между представителями разных национальностей».

Работать новому президенту придется не только в ранге «врио», но и, что вполне прогнозируемо, без этой приставки после избрания его на этот пост. Борьба кланов в Дагестане, конечно, велика, но как организованно голосуют в кавказских республиках – всем известно. Поэтому сомнений в том, что г-н Абдулатипов пройдет через все фильтры и голосование, практически нет. Если конечно, ко времени выборов прямое народное волеизъявление в республике не отменят вовсе (законопроект, предусматривающий такую возможность, еще не принят, но уже прошел в Госдуме первое чтение).

По мнению бывшего советника министра по делам Федерации и национальностей РФ Семена Багдасарова, ситуация в Дагестане сейчас не из лучших. «В Дагестане чуть ли не каждый день происходят теракты, регион находится в состоянии перманентного терроризма, – заявил «НИ» политолог. – Я считаю, что федеральный центр должен очень внимательно проанализировать все, что происходит в Дагестане. Под видом терроризма там к тому же происходит решение личных вопросов, сведение счетов с конкурентами. Центр выделяет огромные деньги Дагестану, и он стал «черной дырой». Мы узнаем, что там одна из самых дорогих футбольных команд, там живут очень богатые люди, и одновременно большая часть населения находится в нищете. Непонятно, куда уходят выделяемые деньги. В этом и надо будет разобраться».

По словам Семена Багдасарова, контроль над всем, что происходит в регионе, должен быть в руках федерального центра. «Там говорят, что в регионе надо создать целый ряд туристических комплексов, чтобы как-то задействовать местное население, – констатировал г-н Багдасаров. – А Олимпиада в Сочи – сколько там работает выходцев из Дагестана? По моим данным, значительное число рабочих там выходцы из Центральной Азии. Пока мы с такими вещами не разберемся, абсолютно бесполезно говорить, что сейчас придет кто-то, и все быстро наладится».

СПРАВКА

Временно исполняющий обязанности президента Дагестана Рамазан АБДУЛАТИПОВ успел поработать на многих высоких должностях. В 1997–1998 гг. он был зампредом правительства, в 1998–1999 гг. – министром национальной политики. С 2000 по 2005 год представлял в Совете Федерации Саратовскую область, возглавляя в верхней палате парламента рабочую группу по доработке предложений СФ по Чечне. После этого был Чрезвычайным и полномочным послом России в Таджикистане, а затем стал ректором одного из московских вузов. В 2011-м вернулся в законодательную власть, став депутатом Госдумы от «Единой России».

"