Posted 27 декабря 2012,, 20:00

Published 27 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:16

Updated 8 марта, 05:16

Дума в законе

Дума в законе

27 декабря 2012, 20:00
В уходящем году отечественные парламентарии приняли множество законов, которые вызвали огромный общественный резонанс. «Новые Известия» представляют десятку самых запоминающихся инициатив, согласно которым россиянам придется жить в ближайшем, а возможно, и в далеком будущем.

1. Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также отдельные законодательные акты по вопросу ограничения доступа к информации в Интернете – так называемый «закон о запрещенных сайтах»

Принятые в июле поправки обязывают маркировать информацию специальными значками (6+, 12+, 16+, 18+) в зависимости от возраста, с которого допускается просмотр или прослушивание контента. Самой обсуждаемой темой в первые дни действия закона стала маркировка советских мультфильмов, в частности «Ну, погоди!», по максимально недетской категории, запрещающей показ до 23 часов вечера. Что же касается «запрещенных сайтов», то в списке на какое-то время уже оказывались интернет-энциклопедия «Луркморье», интернет-библиотека «Либрусек» и другие. Исходя из буквы этого закона, эксперты предрекают цензуру в Глобальной паутине. Со своей стороны, владельцы сетевых ресурсов начали «переезд» на заграничные площадки.

2. Закон об НКО

Согласно нововведениям некоммерческие организации должны регистрироваться в качестве иностранных агентов в случае, если они получают финансирование из-за рубежа. Поправки касаются тех, кто занимается «политической деятельностью», однако это понятие в законе настолько размыто, что под «запретную» категорию могут попасть практически любые некоммерческие организации, включая благотворительные. Несмотря на то, что о законе резко негативно высказывались члены Совета по правам человека во главе с Михаилом Федотовым, поправки, ужесточающие отчетность и проверки, все-таки были приняты.

3. Закон о клевете

Депутаты Госдумы, большинство из которых услышали о себе и своей партии слишком много нелицеприятных слов от журналистов и сторонников оппозиции, спешно перенесли из Административного кодекса в Уголовный статью «Клевета». Случилось это спустя лишь полгода после декриминализации этой самой статьи. За преступление не предусмотрено лишения свободы, однако максимальное наказание в виде штрафа в размере 5 млн. руб. или исправительных работ до 480 часов дали повод для разговоров о серьезном давлении на СМИ.

4. Закон о митингах

Ответом парламентариев на многотысячные акции протеста в начале этого года стали поправки к закону о митингах. Возможность проведения массовых акций заметно усложнилась. Теперь организаторами публичных мероприятий не могут быть лица, которые за последние два года привлекались к ответственности за мелкое хулиганство или неповиновение сотруднику полиции. Кроме того, значительно возросли штрафы для граждан за нарушения во время массовых мероприятий – по отдельным пунктам наказание составляет до 300 тыс. рублей, а для должностных лиц – до 600 тысяч.

5. Закон о госизмене

Документ значительно расширил понятие «государственная измена». Теперь ею считается выдача гостайны либо иное оказание помощи иностранному государству или организации в проведении враждебной деятельности против безопасности России. В УК внесли статью, по которой получение сведений, составляющих гостайну (путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения или угрозы применения насилия), будет наказываться штрафом от 200 до 500 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до четырех лет.

6. Закон о прямых выборах губернаторов

После восьмилетнего перерыва в Россию вернулись прямые выборы глав регионов. Этого долго ждали все политические силы, однако после принятия закона стало ясно, что прямыми они названы лишь формально. Закон официально предусматривает несколько барьеров. Только для того, чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата в губернаторы, надо пройти муниципальный фильтр (в каждом регионе он разный), то есть заручиться поддержкой и подписями определенного числа муниципальных депутатов. При этом абсолютное большинство регионов запретили самовыдвижение. И, наконец, президент имеет право по определенному им порядку провести некие консультации с политическими партиями, выдвинувшими кандидатов.

7. Закон о политических партиях

Президентский законопроект о политических партиях тоже вызвал неоднозначную реакцию в оппозиционных кругах. Упрощение регистрации партий, которого все так долго добивались, было воспринято без энтузиазма. Минимальная численность партий, необходимая для их создания и регистрации, снизилась сразу в 80 раз – с 40 тыс. до 500 человек. При этом региональные отделения должны быть сформированы не менее чем в половине субъектов РФ.

8. Закон о педофилах

В феврале по инициативе экс-президента Дмитрия Медведева были приняты поправки, ужесточающие ответственность за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Нововведения предполагают пожизненное лишение свободы для педофилов-рецидивистов, а также запрещают давать преступникам условный срок или отсрочку в исполнении наказания. Кроме того, отныне разрешена химическая кастрация педофилов.

9. Наказания за нарушения ПДД

В середине 2012 года вступили в силу новые штрафы для нарушителей Правил дорожного движения. Суммы штрафов значительно увеличены по многим пунктам, что теоретически полезно для дисциплины водителей. Несправедливость же заключается в том, что в Москве и Санкт-Петербурге в некоторых случаях суммы штрафов вдвое больше, чем в провинции, что противоречит Конституции о равенстве всех граждан страны перед законом. Кроме того, нет никакой гарантии, что под действия закона будут попадать обладатели «корочек», которые чаще всего и становятся виновниками ДТП, в том числе и резонансных.

10. Закон о мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ

Данный закон является ответом российских парламентариев на американский «акт Магнитского». Он устанавливает запрет на усыновление российских детей гражданами США. Пожалуй, ни один закон еще не вызывал такой волны возмущения в российском обществе по отношению к депутатам и не выявлял того презрения, с которым власти относятся к общественному мнению.

"