Posted 28 ноября 2019,, 16:03

Published 28 ноября 2019,, 16:03

Modified 7 марта, 15:15

Updated 7 марта, 15:15

ЦБ «напечатал» 394 млрд рублей, чтобы несколько банков чувствовали себя хорошо

ЦБ «напечатал» 394 млрд рублей, чтобы несколько банков чувствовали себя хорошо

28 ноября 2019, 16:03
Фото: zen.yandex.com
ЦБ предпринял немало мер для того, чтобы банковская система страны была надёжной и устойчивой. В том числе были введены очень жёсткие нормы по достаточности средств. И это касается не только банковских бухгалтеров, но и всех людей, которые пользуются банковскими услугами

Сейчас отозвать банковскую лицензию могут не только за сомнительные и высокорискованные операции, которые могут быть лишь финансовыми махинациями, но и за недостаток свободных ликвидных средств... на всякий случай.

Если средний или малый банк не соответствует нормативам, то с ним не церемонятся и лишают права работать. А клиенты потом вынуждены ходить по разным инстанциям и судам, добиваясь возврата своих депозитов и вкладов. Да и предприниматели, имеющие открытую линию в таком банке, тоже попадают в неприятную ситуацию: заёмные средства могут предназначаться на выплату зарплат сотрудникам.

Но есть банки, которые слишком большие для того, чтобы обрушиться. В России официально установлены 11 системно значимых банков, которым полагается дополнительная защита. Если у них возникают проблемы с достаточностью средств, то ЦБ включает «печатный станок» и предоставляет средства по так называемой безотзывной кредитной линии (БКЛ). Таким образом в III квартале 2019 года банк ВТБ получил 304 млрд рублей, Газпромбанк получили 90 млрд рублей. С учётом того, что у ВТБ уже была открыта БКЛ на 236 млрд рублей, а Московский кредитный банк продолжает использовать 21 млрд рублей от ЦБ, в банковской системе находится 561 млрд «свеженапечатанных» рублей, причём 96,3% приходится на госбанки.

«Напечатанные» деньги – это инфляция, с которой так старательно борется правительство. Ради того, чтобы оградить экономику от лишних денег, даже было введено бюджетное правило, согласно которому нефтегазовые доходы, полученные от продажи нефти дороже 41,6 долларов за баррель, идут не в экономику, а в запасы.

Также высокая инфляция приводит к необходимости держать высокую ключевую ставку, с которой кредиты для людей дешёвыми быть не могут. Такими темпами мы ещё очень много лет будем мечтать о европейских кредитах, в том числе ипотечных по 2% - 3%. А ведь только разница в процентах делает ежемесячные платежи по ипотеке в Германии при прочих равных условиях как минимум в 1,5 раза меньше, чем в России.

Низкие ставки могли бы помочь людям избавиться от сложившегося кредитного рабства: в Минэкономразвития недавно указали на то, что половина заёмщиков в России отдают ежемесячно по 50% своих доходов. Это близко к катастрофе. Но, с одной стороны, банкам нужно больше денег, чтобы выполнять нормативы, а с другой стороны, ЦБ сам разгоняет инфляцию, препятствуя снижению ставок. Вот и выходит, что пока госбанки спокойно живут за счёт госпомощи, за всё отдуваются простые люди, взявшие кредит...

"