Posted 27 октября 2005,, 20:00

Published 27 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Люди на продажу

Люди на продажу

27 октября 2005, 20:00
В четверг комитет Госдумы по гражданскому и уголовному законодательству провел заседание межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия торговле людьми. Выяснилось, что в подобных преступлениях порой замешаны сотрудники правоохранительных органов. А эффективно бороться с современными работорговцами мешает

По данным МВД, в 2004 году в России было зарегистрировано 18 преступлений по статье 127.1 Уголовного кодекса «торговля людьми» и заведено 8 дел по статье 127.2 «использование рабского труда». Но постоянный представитель Госдумы в Конституционном суде Елена Мизулина призывает не успокаиваться, ориентируясь на данные этой статистики. «Это явление похоже на айсберг, кроме того, оно чудовищно по цинизму и абсолютному неуважению к личности», – заявила она. Сейчас специального закона, устанавливающего правовые основы борьбы с торговлей людьми, нет. Его проект застрял на стадии парламентских слушаний. «Основным препятствием стало отсутствие единого координационного органа по предупреждению и выявлению работорговли, – пояснила «НИ» Елена Мизулина. – Мы планировали создать федеральную комиссию при президенте, аналогичную комиссиям по помилованию или по правам человека. Но в то время на повестке дня в правительстве стояла административная реформа. А формирование новой комиссии привело бы к расширению аппарата». Поэтому было решено ограничиться двумя поправками в Уголовный кодекс. Сам же законопроект был «заморожен», но межведомственная группа не была распущена, а продолжила свою деятельность. Закон было решено доработать позже.

На заседании межведомственной рабочей группы были приведены показательные факты. Например, в Астраханской и Волгоградской областях в продаже людей оказались замешаны работники правоохранительных органов. Сотрудники отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков совместно с линейной милицией снимали с поезда граждан Таджикистана и Узбекистана и продавали их в рабство. Типичной для России также стала продажа женщин в «сексуальное» рабство. И если раньше девушек вывозили в основном за рубеж, то сейчас вскрываются страшные случаи покупки рабынь в бедных регионах России и вывоза их в крупные российские города, в основном в Москву. Так, недавно было доведено до суда весьма характерное в этом смысле дело. Молодых девушек из Воронежской области под предлогом работы в Москве продавщицами заманивали в притон и, отобрав документы, заставляли заниматься проституцией.

Самое главное сейчас, по мнению членов межведомственной рабочей группы, расширить толкование термина «торговля людьми». Пока это понятие включает в себя только «торговлю с целью дальнейшей эксплуатации», из правового поля выпадает «продажа людей в корыстных целях». Также необходимо отдельно прописать ответственность за торговлю детьми. «Сейчас понятие «торговля людьми» не является универсальным, – считает Мизулина. – Имеется целых три понятия, которые пересекаются друг с другом. Это «торговля людьми», «работорговля» и «торговля детьми». Нет единства в терминологии, нет четкого критерия и в международном праве. Такое впечатление, что «кто в лес, кто по дрова».

Препятствия создает также то, что не определен срок давности за эти преступления, кроме того отсутствуют договоренности о преследовании подобных правонарушителей между разными странами. Поэтому члены межведомственной рабочей группы приняли решение, что все-таки без структуры при президенте или Совете безопасности не обойтись. В проекте закона же главное расписать роль неправительственных организаций и определить статус убежища, предоставляемого жертве работорговли. Дело в том, что есть два способа раскрытия таких преступлений – внедрение в преступную среду агентов, что очень дорого и рискованно, и второй способ – показания свидетелей и жертв, которым необходимо предоставить надежное убежище. Проект закона «О противодействии торговле людьми» планируется внести в Госдуму в начале следующего года.


В Арабские Эмираты не хотят пускать молодых незамужних россиянок

"