Posted 25 мая 2010,, 20:00

Published 25 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:47

Updated 8 марта, 06:47

С пеналами и взятками

С пеналами и взятками

25 мая 2010, 20:00
Вчера учащиеся выпускных классов российских школ наслаждались трелями последнего звонка. Учителя поздравляли их, напутствовали, подводили итоги. В это же время свои итоги, касающиеся системы образования, озвучил начальник 3-го отдела оперативно-розыскного бюро Департамента экономической безопасности МВД России Александ

По словам Александра Бланкова, в 2009 году число выявленных фактов коррупции в сфере образования увеличилось в два раза по сравнению с 2008-м. Причина – в переходе взяток на другой уровень. Если раньше самыми тревожными в смысле коррупции объектами считались вузы, то теперь денежный поток резко изменил направление. «По нашему мнению, коррупция стала перемещаться из вузов в общеобразовательные учреждения, где сейчас сдают ЕГЭ», – сказал г-н Бланков. Еще одним методом для наживы, по его словам, стали школьные олимпиады. Ведь «олимпийцы» имеют преимущества при зачислении в вузы.

По словам Георгия Сатарова, президента фонда «Индем», долгие годы занимающегося изучением проблемы российской коррупции, заявление представителя МВД сделано с сильным опозданием. «Первое, что хочется сказать – человек опоздал с диагнозом где-то на десять лет. Впервые о росте школьной коррупции заговорили в начале 2000-х годов. И во многом это было связано с ростом коррупции в стране в целом. В образовании она имеет две главные особенности. Первая: это нищая сфера, где люди постоянно нуждаются в деньгах. Вторая – постоянная потребность людей в образовании. Если у вас не хватает денег на квартиру, вы покупаете машину, но заменить подобным образом образование вы ничем не сможете», – говорит политолог «НИ».

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов не склонен винить в ситуации только учителей. По его мнению, в махинациях с ЕГЭ уже изначально присутствует коррупционная цепочка. «В первую очередь надо понимать, что коррупция – это бизнес. И пока кому-то выгодно получать хорошие результаты за ЕГЭ, эта схема будет работать. Единый госэкзамен рассматривался как эффективный способ поломать коррупционную цепочку, и первые два года он действительно приносил позитивный эффект, – рассказал «НИ» эксперт. – Но затем система структурировалась и стала работать, как и прежде. Если в некоторых регионах количество экзаменационных тестов с идеальным результатом превышает 90%, то о чем это может говорить? Об отсутствии механизмов контроля над ситуацией. Особенно негативна ситуация с контролем на Северном Кавказе. Здесь надо понимать, что в этом участвует не только низовой уровень: учителя и директора школ, но и районные, и городские образовательные центры».

Как отметил г-н Кабанов, в школе обычно это происходит так: через родительский комитет предлагается получить ученику хорошую оценку на ЕГЭ. «Какой же родитель от этого откажется?» – рассуждает специалист. Сумма, по его словам, может составлять от 3 до 10 тыс. руб. Чтобы понять, какие «знания» получаются на выходе, не нужно иметь семи пядей во лбу. «В этом смысле очень хорошо поступили в МГУ в октябре прошлого года, проведя через три месяца после зачисления дополнительное тестирование и показав, что многие студенты не могут написать независимый тест на том же уровне, что и ЕГЭ. Жаль, что из этой истории не были сделаны более четкие выводы», – сетует Кирилл Кабанов.

Кстати, против нынешней образовательной политики резко выступил вчера и лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Правда, по поводу успехов госэкзамена у него другая статистика. По словам политика, вызывает вопросы, что на первом месте по уровню сдачи ЕГЭ находится Якутия, на втором – Чукотка, а Москва с ее уровнем школьного обучения «не попала и в десятку». В качестве выхода он предложил «дать право школьникам, родителям и вузам определять хотя бы два профильных экзамена». Кирилл Кабанов, в свою очередь, видит решение проблемы в улучшении социальных условий преподавательского состава. «Пока учителя не будут обеспечены, не будут получать хорошую зарплату и соцпакеты и им будет выгодно получать взятки, проблема будет сохраняться», – заявил эксперт.

Григорий Сатаров настаивает на более радикальных методах: «Единственный способ борьбы – это реформа системы. Потому что, как показывает пример ЕГЭ, если вводить какую-то одну, изолированную от других мер переменную, то коррупция просто переходит в другое место».

"