Posted 25 марта 2009,, 21:00

Published 25 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:36

Updated 8 марта, 07:36

Водитель заплатит дважды

Водитель заплатит дважды

25 марта 2009, 21:00
Госдума рассматривает законопроект о создании госкомпании «Российские автомобильные дороги». По мнению его авторов, это позволит строить дороги лучше и эффективнее, чем раньше, и использовать для этого еще больше денег. Средства должны принести платные дороги, строительством которых и займется госкомпания. Депутаты уве

Пока депутаты размышляют, вводить платные дороги или нет, в Москве кризис заставил бизнесменов проявить инициативу в этом вопросе. Жители Марьино уже несколько лет тратят до часа времени, чтобы выбраться из градостроительной ловушки на просторы мегаполиса. Осведомленные и не особо бедные водители пользуются для объезда хронической пробки территорией гигантской плодоовощной базы. Въезжаешь в одни ворота, проскакиваешь между складами и пакгаузами и выныриваешь уже за вечно стоящим перекрестком. Экономия от 20 до 30 минут драгоценного времени. Правда, это удовольствие не бесплатное. Такса за проезд фиксированная – 30 руб. Для сравнения: одна поездка в метро обходится в 22 руб. Раньше «плодоовощная» платная дорога была маленьким бизнесом охраны базы. Но кризис внес коррективы. Теперь на КПП висит официальное объявление «Выезд с территории платный». Охранники дают сдачу и даже выбивают чек на кассовом аппарате.

Скоро перед подобным выбором – бесплатно стоять в пробке или прокатиться с ветерком, но за деньги – могут оказаться водители по всей стране. В Думе находится законопроект о создании государственной компании «Российские автомобильные дороги». По сути, это будет очередная госкорпорация, отвечающая за строительство и обслуживание дорог по всей стране. Автор проекта, председатель профильного думского комитета Мартин Шаккум объяснил «НИ», что в рамках бюджетных процедур средства на дороги используются неэффективно. К подрядчикам они поступают только с августа–сентября каждого года. Пока бюрократы выпускают постановления, начинается осень, дожди и заморозки. И вот тут строители выходят на дороги и пытаются менять асфальт.

«Моя позиция, – сказал г-н Шаккум, – состоит в том, что федеральные трассы должны быть скоростными. Значит, должен быть другой подход к их строительству, это сложное и дорогое сооружение. Они должны быть платными». Депутат предлагает брать деньги в первую очередь на самых загруженных участках, строительство и содержание которых обходится дороже всего. Г-н Шаккум видит несправедливость в том, что за провоз грузов по дорогам не платят так же, как за пользование железной дорогой или авиаперевозки. «Никому же не приходит в голову на водном, например, транспорте бесплатно возить грузы. А дороги у нас бесплатные, от этого их плохое качество и нагрузка на бюджет».

«Автомобилисты уже оплатили дороги, – возмущается лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Как можно забывать про налоги, которые мы платим?» Правозащитник опасается, что введение платы за проезд по некоторым ключевым участкам (а именно это, по сути, предлагает Мартин Шаккум) приведет к появлению своего рода внутренней таможни, когда нельзя будет свободно проехать по стране. Г-н Похмелкин рассказал «НИ», что такое платная дорога по-русски: «В Набережных Челнах есть мост через Каму, и за проезд транзитных автомобилей взимают деньги. Существует бесплатная дорога – объезд 50 км, и совершенно убитая. Я боюсь, что будет везде именно так».

А вот депутат Шаккум вообще считает бесплатные дублеры, оговоренные в современном законодательстве, «пережитком прошлого». «Это рудиментарная норма, она отомрет», – уверен народный избранник. А это значит, что даже на 50 км «совершенно убитой», но бесплатной дороги водителям рассчитывать не придется. В свою очередь, г-н Похмелкин ссылается на зарубежный опыт. «В тех странах, где платные дороги вводились в свое время, сейчас от них постепенно отказываются, – напоминает он. – Потому что, помимо всего прочего, они еще и не окупаются». В России же, убежден правозащитник, надо сначала построить нормальную дорожную сеть и лишь потом говорить о введении платы за проезд по ней.

"