Posted 24 июля 2013,, 20:00

Published 24 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:54

Updated 8 марта, 04:54

Как слово наше отзовется

Как слово наше отзовется

24 июля 2013, 20:00
Вчера житель Марий Эл Павел Толмачев был признан виновным в клевете на главу региона Леонида Маркелова. За выступление на митинге в сентябре прошлого года в Йошкар-Оле, где активист «Левого фронта» заподозрил г-на Маркелова в связях с бандитами и совершении ряда преступлений, суд назначил наказание в виде 80 часов обяз
Сюжет
Суды

Полторы недели назад в той же республике Марий Эл за публичное оскорбление губернатора в нецензурной форме жителя Йошкар-Олы приговорили к 150 часам обязательных работ. На суде обвиняемый Евгений Пирогов свою вину не признал и пояснил, что бранные слова использовал «для связки слов», а неприличные жесты – «для привлечения внимания». Однако «публичное оскорбление представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей» переросло в уголовную статью.

Главы российских регионов, надо признать, довольно часто обращаются в суд, привлекая граждан к ответственности за их слова. Два года назад суд города Горно-Алтайск (Республика Алтай) вынес приговор республиканскому депутату Сергею Михайлову за клевету в отношении главы республики Александра Бердникова. Депутат назвал губернатора алкоголиком, за что получил штраф в размере 200 тыс. рублей, которые должен был выплатить за нанесенный моральный вред.

В августе этого года должна разрешиться история с брянским губернатором Николаем Дениным, который требует взыскать по иску о защите чести и достоинства 250 тыс. рублей с музыканта Юрия Шевчука, написавшего в Интернете, что глава региона препятствует проведению его концерта.

Юрист движения «За права человека» Евгений Ихлов напомнил, что раньше за клевету сажали и на реальный срок. «Мне известно, что несколько лет назад человека «закрыли» на полгода только за то, что в компьютере нашли «рукопись» статьи, что посчитали за подготовку к осуществлению преступления, – рассказал «НИ» правозащитник. – Теперь чиновники снова пробуют разыграть эту карту. Им нужно сделать так, чтобы никто не писал и не говорил о главах регионов ничего предосудительного».

Между тем иски к представителям власти самого высокого уровня все же, хоть и эпизодически, но появляются. Однако обычно такие суды ничем не заканчиваются. «Примеров действия двойных стандартов в судебной практике российских судов, когда острие правосудия направлено исключительно против представителей оппозиции, против представителей гражданского общества, а представители власти, как правило, остаются неприкасаемыми, предостаточно, – констатировал «НИ» сопредседатель РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков. – В Хакасии разгорелся громкий скандал вокруг эфэсбэшника, который зверски убил бывшую жену, а его «засадили» всего лишь под домашний арест. А Pussy Riot, которые минуту станцевали в храме даже не во время службы, получили реальный срок в два года. Но стоит рядовому гражданину сказать, что губернатор алкаш и вор – велика вероятность того, что суд привлечет его к ответственности, хотя вся республика и будет знать, что губернатор крепко поддает. Здесь двойные стандарты, когда те, кто у власти, неподсудны, а те, кто критикует власть, подвергаются жестким репрессиям».

"