Posted 23 ноября 2006,, 21:00

Published 23 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:00

Updated 8 марта, 09:00

Самый позитивный зверь в Думе

Самый позитивный зверь в Думе

23 ноября 2006, 21:00
То, что реклама – это двигатель торговли, сегодня знают все. А вот роль партийной символики по-настоящему пока не оценена. Наши политики идут в бой за места в парламенте под знаменами, на которых чего только не увидишь. Здесь и фрукты, и звери, и предметы крестьянского инвентаря, и даже простые геометрические фигуры. П

Согласно закону «О политических партиях», описание символики должно быть зафиксировано в уставе партии. Что можно изображать на партийных брендах, закон не регламентирует. Зато там зафиксировано, кого и что изображать нельзя. А именно: партийные эмблемы не могут совпадать с государственными символами России или иностранных государств и не должны оскорблять или порочить таковые. Не допускается использование атрибутики организаций, деятельность которых на территории России запрещена. Кроме этого, политическая партия не может использовать символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства.

Концепция скрытых смыслов

По мнению экспертов, политическая атрибутика должна отражать идеологическую направленность партии и быть узнаваемой. «Символика является своеобразным лицом партии, – сообщил «НИ» директор Научно-исследовательского центра Московского городского университета управления правительства Москвы, кандидат исторических наук Игорь Яковлев. – Если избиратель идет к выборным урнам, он по этой символике должен однозначно идентифицировать партию и, соответственно, принять решение, за кого отдать голос».

В принципе, политический бренд не рассчитан ни на сторонников, ни на противников партии. Оппоненты атрибутику конкурентов, естественно, не любят, сторонники же наоборот испытывают к ней положительные чувства. «Значит, речь идет о неких нейтральных неопределившихся людях, которых красивая символика может сподвигнуть на отдачу голосов за ту или иную партию, – продолжил г-н Яковлев. – Очень часто возникает ситуация: неполитизированный человек приходит на выборы и ему приходится принимать решение, исходя из внешней стороны дела. В этом смысле партийная символика может иметь очень большое значение».

Член генерального совета «Единой России», депутат Госдумы Владимир Мединский уверен, что атрибутика для партий играет такую же роль, как реклама для товара. «Узнаваемость бренда – это очень важно с эмоциональной точки зрения, – сказал он «НИ». – Кроме того, символика должна вызывать позитивные эмоции». Секретарь политбюро «Справедливой России» Николай Левичев настроен менее прагматично. Он сообщил «НИ», что символика партии представляет из себя «концентрацию скрытых смыслов», которые действуют «и на сознание, и на подсознание, и на разум, и на эмоции».

А и Б сидели на трубе

Порой даже самый удачный бренд может получить двоякое толкование, что приводит к дополнительной головной боли партийцев. Уже мало кто помнит, а многие и вовсе не знают, откуда у партии «Яблоко» появилось такое название и фрукт в качестве эмблемы. А возникло оно в 1993 году поначалу как символ конкретного избирательного объединения. Слово «Яблоко» получилось из простого сложения первых букв фамилий трех демократических политиков: Григория Явлинского, Юрия Болдырева и Владимира Лукина. Дальше получилось, как в детской загадке – А и Б сидели на трубе. Вначале пропал носитель буквы Б. Г-н Болдырев разошелся во мнениях с соратниками и ушел работать в Счетную палату. Позже свой смысл потеряла буква Л, так как Владимир Лукин занял пост уполномоченного по правам человека в России. Тем не менее фруктовый символ у партии остался.

Бренд у «Яблока» сам по себе довольно миролюбивый и обозначает объединение. Символ этой партии прочно осел в народном сознании, а потому оппоненты частенько используют его в своих целях. Перед прошлогодними выборами в Мосгордуму можно было увидеть такую карикатуру: зеленое яблоко, из которого вылезает червяк и говорит: «А яблоко-то червивое». Зампред «Яблока» Сергей Митрохин говорил по этому поводу: «Да яблоки у нас совсем не гнилые – наше зеленое. Оно твердое – зубы обломаете». Поддеть конкурента пытаются и не только во время выборов. Представители движения «Наши» во время проведения своего апрельского съезда устроили мини-выставку, где, в частности, можно было увидеть гнилые яблоки с воткнутыми в них флажками с символикой НБП. Так «Наши» проиллюстрировали свое отношение к совместным действиям «Яблока» и нацболов.

Такой добрый, сильный и забитый

Официальным символом «Единой России» является медведь. Только раньше он был бурым, но после прошлогоднего ноябрьского съезда партии сменил окраску и побелел. Руководитель ЦИК партии «Единая Россия» Андрей Воробьев тогда объяснил эту метаморфозу тем, что «новая эмблема позволяет легко использовать ее изображение на любых носителях, оставаясь простой, лаконичной и яркой в любом варианте». Конкуренты говорили, что в партии власти просто решили сэкономить на краске. Символами «Единой России» вся страна утыкана. Экономия, наверное, ощутимая. Правда, специалисты сообщили «НИ», что коричневый цвет довольно трудно передать при печати. Всегда есть риск получить либо что-то оранжевое (это недопустимо по политическим мотивам), либо грязно-коричневое (что просто неприятно на взгляд).

В самой партии, естественно, считают, что символ выбран крайне удачно. «Медведь – самый позитивный зверь в лесу, – рассказал «НИ» Владимир Мединский. – У него нет недостатков. Он всегда такой добрый, самый сильный зверь. По русской былинной традиции он выполняет в лесу роль судьи, старшего товарища. И за рубежом Россия всегда ассоциируется с медведем». Правда, до сих пор символом страны был как раз бурый мишка, а не полярный. Тот скорее подходит Гренландии.

Так что, по мнению экспертов, бренд получился противоречивый. С одной стороны – это добродушие и надежность, с другой – агрессивность, сопряженная с определенной грубостью. Разумеется, конкуренты стараются придать партийному медведю как можно более негативные черты. Беднягу как только не изображали в листовках во время предвыборных баталий: то с него шкуру сдерут, то изображают побитым, в заплатках и даже с синяком под глазом или представляют избирателям в образе злого медведя-чиновника в галстуке.

Квадратура круга

Некоторые стараются придумать что-то совсем простое, но запоминающееся. Так, у Единой народной партии солдатских матерей, когда она шла на выборы в Мосгордуму в составе «Яблоко – объединенные демократы», в качестве символа была выбрана ромашка. Эмблема Российского народно-демократического союза Михаила Касьянова представляет собой прямоугольник, разделенный пополам по горизонтали. Верхняя половина прямоугольника – серебристо-серого цвета, нижняя – бордового. В центре изображен круг, напоминающий солнце. «Каждый видит солнце и лучи, но когда эмблема создавалась, закладывалось, что она символизирует объединение людей разных взглядов, которые придерживаются демократических ценностей и собираются все вместе в один общий круг, – рассказала «НИ» советник по связям с общественностью РНДС Елена Дикун. – А серый и бордовый были выбраны, потому что это такие серьезные, респектабельные цвета».

Символику придумал и нарисовал лично Михаил Касьянов. До этого дизайнеры предлагали свои варианты, но ни один из них не подошел. Вместе с тем эксперты отмечают, что цвета были выбраны несколько «тяжелые» для восприятия: их редко используют для партийной символики. Некоторые даже утверждают, что у экс-премьера вышло что-то среднее между флагом Тибета и знаменем государства Маньчжур Го времен Второй мировой войны.

Когда ни зверь, ни птица…

Представители организаций левого толка также следят за выразительностью своих брендов. Ни один партийный символ не может по узнаваемости составить конкуренцию советским серпу и молоту. Но помимо КПРФ Геннадия Зюганова на левом фланге присутствует множество других организаций коммунистической направленности. И каждая из них старается придать советской символике отличительные черты. Так, у КПРФ на эмблеме серп и молот изображены на фоне открытой книги. Не сразу догадаешься, что книга в данном случае обозначает когда-то забытую большевиками интеллигенцию. Аграрная партия также использует серп и молот, но акцент делается на крестьянской тематике. Как отмечается в Уставе партии, эмблема представляет из себя «сноп спелой пшеницы из семи колосьев, опоясанный зеленой и красной лентами, на которых размещаются серп и молот». Это – союз города и деревни. В программе партии отдельно подчеркивается, что в обращении друг к другу аграрии используют исключительно слово «товарищ».

«Актуальные левые» используют спокойную символику. У Российской партии жизни до объединения в «Справедливую Россию» эмблема представляла из себя ладью с красным парусом, который изображен в виде крыла летящей птицы. Николай Левичев рассказал «НИ», что бренд появился в результате творческого конкурса. «У нас было сто вариантов, – сообщил он. – Нам показался наиболее интересным такой образ, когда ни зверь, ни птица, а такой круг ассоциаций: то ли алые паруса, то ли Ноев ковчег, то ли синяя птица». Однако Игорь Яковлев говорит о том, что символика может стать двусмысленной и вызывать нежелательные ассоциации. «По всей видимости, изначально у этой политической партии речь шла о некоем символе стремления в будущее, к чему-то новому, к знаниям, – рассказал он. – Но здесь есть опасность. Так, например, если смотреть на ладью под красным парусом со стороны, то она выглядит горящей».

У «Справедливой России» тоже будет своя символика, но по поводу официального логотипа решение еще не принято. По словам Николая Левичева, в символике обязательно будет использоваться логотип Российской партии пенсионеров – сердце, согреваемое в ладонях. Однако подсознательно сердце может навеивать избирателю ассоциации, связанные с медицинской темой: подобное изображение чаще всего можно увидеть на препаратах, прописываемых кардиологами.

Но иногда партийцы все портят своими же действиями. Так, еще долго Сергею Миронову не забудут его историю с выхухолями, забота о которых со стороны лидера РПЖ стала темой для многочисленных анекдотов и шуток. Хотя позже г-н Миронов отрекся от зверька, заявив журналистам, что РПЖ никакого отношения к выхухоли никогда не имела. Напомним, что в словаре Владимира Даля выхухоль обозначается, как «водяной зверек, среднее между выдрой или норкой и крысой».

"