Posted 23 мая 2012,, 20:00

Published 23 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:50

Updated 8 марта, 05:50

Партийная лихорадка

Партийная лихорадка

23 мая 2012, 20:00
Закон об упрощении регистрации партий вступил в силу 4 апреля нынешнего года. С этой даты страну охватила небывалая партстроительная лихорадка. В настоящее время свои заявки в Минюст на регистрацию политических партий подали около 170 организационных комитетов. Однако спустя полтора месяца стояния «в очереди ожидания»

До мая нынешнего года в течение пяти лет в Российской Федерации официально насчитывалось семь разрешенных политических партий. Лишь в начале этого месяца легальная семипартийность была нарушена возмутителем стабильности в лице Республиканской партии России (РПР). Впрочем, это фрагментарное расширение демократии было отнюдь не плодом кропотливой законодательной деятельности наших парламентариев и отечественных законоблюстителей из Верховного суда, а итогом вердикта «забугорного» Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), признавшего лишение РПР в 2007 году государственной регистрации незаконным. Только благодаря международному юридическому вмешательству во внутренние дела России количество зарегистрированных политических партий в ней возросло еще на одну единицу. Сразу за этим событием последовала первая и пока последняя «добровольная» регистрация Минюста. Этой чести удостоилась покладистая «старушка» – Демократическая партия России, которая под водительством Андрея Богданова уже успела побывать в краткосрочном браке с партией «Правое дело» времен Прохорова, но так и не обрела внятного идеологического звучания. Впрочем, нынешний лидер ДПР рассматривает свою организацию, прежде всего, как партийное акционерное общество и личное хобби.

«С одной стороны, законодательные поправки, упрощающие легализацию политических партий в нашей стране, были не в последнюю очередь призваны опередить очевидное решение ЕСПЧ о неправомерности лишения партии Владимира Рыжкова официальной регистрации, – сказал «НИ» правовед Дмитрий Качанов. – С другой стороны, что намного важнее, взрывоопасная активность значительной части оппозиционно настроенных граждан, выразившаяся в многотысячных митингах и шествиях, вызвала нешуточные опасения власти за сохранение политической как бы стабильности в стране. Выпустить избыточный пар из котла общественных настроений, не допустить увеличения накала страстей до точки критического градуса – вот чем в первую голову руководствовалась наша верховная власть, предоставив парламенту возможность выработки спасительного для нее в такой ситуации правового механизма».

Как это ни может показаться удивительным, но покладистая почти во всех отношениях Госдума, собравшая в нижней палате парламента представителей более чем половины легальных в России партий, попыталась воспротивиться внесению поправок в закон о партиях. Старым общественным образованиям откровенно не понравилась перспектива конкуренции с новоявленными политическими оппонентами. Поэтому они в солидарном единении резко и едко говорили о возникновении в стране многих сотен малочисленных карликовых партий с непонятной политической ориентацией и, возможно, даже с опасными для государственного строя целями. Впрочем, когда в нижнюю палату поступил директивный сигнал, в поддержку поправок сразу же взметнулся лес депутатских рук.

«Что у умного в голове, то у простодушного на языке, – напомнил «НИ» эксперт Гильдии парламентских журналистов Прохор Селиванов. – Своими умозаключениями депутаты невольно озвучили скрытый смысл нововведений в закон о партиях, которые так напористо продавливал Кремль. Именно малочисленность и великая раздробленность будущих новых партий ведет к реализации известного еще с колониальных времен постулата: «Многократно разделяй – и спокойно властвуй».

На этой идейной почве уже появились первые всходы. Закон, снизивший планку минимальной численности членов партии в 80 раз, с 40 тыс. до 500 человек, опустил ее до уровня «группы товарищей». На середину мая уже около 170 организационных комитетов подали заявки в Минюст РФ на регистрацию партий. Среди них немало потешных организаций с забавными названиями, таких, например, как… партия «Без названия». Есть еще «Трезвая Россия», «Россия без мракобесия», «Партия любви» и еще одна очень многословная «Народная консолидация непартийных общественных организаций и политических партий, которым отказано в регистрации «Мы, Русский Народ».

«Объявленное в стране партийное реформирование – это успешный маневр власти по дискредитации самой идеи партийного строительства, – сказал «НИ» известный политолог Андрей Пионтковский. – Действительно, теперь создать организацию под названием «партия» может любой авантюрист, «спойлер» или просто городской сумасшедший, для чего им потребуется всего лишь пятьсот сторонников. Это отныне разрешено. Но поправки к закону о партиях отсекли самое главное – ввели фактический запрет на формирование избирательных блоков, сплели хитрую конструкцию при формировании федеральных избирательных списков, в сетях которой легко запутается даже самый искушенный избиратель». Эксперт считает, что власти проводят в жизнь лозунг «Плодитесь и размножайтесь все, кому не лень», под сенью которого будут плестись многочисленные интриги за овладение штурвалом на любом утлом партийном суденышке, тысячи активных граждан будут вовлечены в подковерную борьбу функционеров. Таким образом, определенная часть политической энергии «озабоченных» и «рассерженных» граждан будет сброшена через псевдосвисток.

Тем временем основная масса согласных участвовать в партийном КВНе граждан уже полтора месяца ожидает своей участи у парадных дверей Минюста, который не спешит приступать к их легализации. Глава ведомства Александр Коновалов недавно лишь туманно заявил, что регистрационный конвейер может быть запущен этим летом.

Даже будучи зарегистрированным, обильный партийный «пустоцвет» не сулит тучного урожая. И здесь куда уместнее будет обратить внимание на то, что происходит с организациями, которые уже давно находятся, так сказать, в стадии организационного вызревания. Свой первый после возвращенной лицензии съезд члены Республиканской партии России планируют провести 16 июня. Внутренняя структура РПР пока не сформирована до конца, хотя договоренность о том, что дружественный ПАРНАС будет развиваться на их базе, сохраняется.

Лидер республиканцев Владимир Рыжков надеется, что съезд будут готовить вместе, а в ближайшие дни проведут совместные консультации о том, «как выстроить всю работу по подготовке к съезду и модернизации партии, поэтому и вопрос о названии партии пока тоже нет смысла обсуждать». На съезде, сообщает Рыжков, будет изменен не только устав, но и программа партии, которая «должна синтезировать программы ПАРНАСа и РПР». Полностью намечается переизбрать и состав всего руководства.

Один из сопредседателей ПАРНАСа Михаил Касьянов назвал на закончившемся в прошлые выходные съезде Российского народно-демократического союза основным вопросом дня – консолидацию демократического фланга. Он же озвучил и главную солидарную цель демократов: «Во-первых, добиться совместно с нашими союзниками досрочных выборов в Госдуму и быть готовыми в них участвовать. Во-вторых, региональные и муниципальные выборы. В 2014-м – выборы в Мосгордуму. У нас есть два года для подготовки, и получить большинство в Мосгордуме вполне реально. А там и 2015-й год – выборы мэра Москвы».

Давно ничего не слышно от бывшего кандидата в президенты Михаила Прохорова, много и громко заявлявшего в ходе избирательной кампании о твердом намерении создать боеспособную политическую партию нового образца. Ничего удивительного в этой продолжительной паузе Прохорова не видит политолог Андрей Пионтковский. «Это значит, что Прохоров пока еще не получил соответствующего разрешения от Кремля, – сказал он «НИ». – Все российские олигархи полностью зависят от власти, которая в любой подходящий момент может поднять вопрос о сомнительности происхождения их бизнеса. Так что в политическую самостоятельность российских миллиардеров могут верить только очень простодушные граждане».

О создании других более-менее массовых политических партий в России приходится только мечтать. Не принимать же всерьез намерение бывшего главы Росмолодежи Василия Якеменко, который объявил о создании организации с провокационным названием «Партия власти». Незадавшийся молодежный лидер страны теперь вознамерился с благословения Кремля (о чем не преминул публично заявить) создать партию, которая будет опираться на средний класс, в том числе на людей с Болотной площади. «Этими людьми никто не занимается. И это одна из причин создания партии», – сказал Якеменко. Обозначил он и будущих противников партии – неких мифических «феодалов».

«Только те политические силы, которым удастся в полной мере уяснить пожелания протестных улиц и площадей, предложить четкие пути их реализации не в каком-то «надцатом» году, а в обозримом будущем, смогут рассчитывать на поддержку этих народных масс. И смогут черпать в этом уличном протестном гражданском движении кадры для своих партий. И значит, иметь уверенное и устойчивое политическое будущее», – считает политолог Юрий Житняк.

С коллегой соглашается и Андрей Пионтковский, но вместе с тем обращает внимание на то, что многие ветераны партийного строительства, как, например, Григорий Явлинский, Владимир Рыжков, Сергей Митрохин, Михаил Касьянов и другие лидеры оппозиции в последнее время предлагают только выборную стратегию. То есть ориентируют своих сторонников на подготовку к честным и свободным выборам в отдаленной перспективе. Но этой идейной «морковкой», как считает эксперт, людей с улицы уже не увести.

«Жизнь покажет, – уверяет «НИ» Андрей Пионтковский, – что настоящее политическое будущее за теми, кто не спешит с регистрацией партий. Потому что любая легальная партия в той или иной степени вынуждена сотрудничать с правящим режимом». Что, по мнению политолога, в сложившейся в стране ситуации не только крайне неприятно, но и чревато нежелательными политическими последствиями.

К тому же, как считают эксперты «НИ», институт политических партий у нас давно, пожалуй, еще со времен КПСС, безнадежно дискредитирован. Новой генерации россиян требуются не только новые формы общественной самоорганизации, но, что самое главное, крайне нужны новые выразители, генераторы их умонастроений и идей. Однако с авторитетными, харизматичными политическими лидерами у нас в стране просто беда. Впрочем, этот процесс уже не поддается никакому законоуложению.

"