Posted 21 сентября 2003,, 20:00

Published 21 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Ялтинский кульбит Владимира Воронина

21 сентября 2003, 20:00
Официальный Кишинев не верит в перспективы СНГ. Об этом молдавский президент Владимир Воронин заявил в минувшую субботу по возвращении из Ялты, где проходил саммит глав государств Содружества. Потому Молдавия меняет ориентиры и в качестве главного для себя направления выбирает Запад. В молдавской столице это было воспр

Владимир Воронин сравнил Ялту с Беловежской Пущей: новая структура создавалась вопреки мнению большинства – остальных стран СНГ, которые «оказались перед фактом подписания четырехстороннего документа». Из-за «этого наши долгосрочные обязательства в рамках Содружества поставлены под вопрос», сказал молдавский президент. В специальном заявлении он вспомнил свои же слова о том, что «Молдавия никогда не станет могильщиком СНГ». Но заметил, что, «после того что произошло в Ялте, перспектива Содружества Независимых Государств кажется очевидной: идеи о его возможной модернизации отброшены навсегда». Раз самые авторитетные страны «сыграли на понижение акций СНГ», Молдавии ничего не остается, кроме как «перейти к более решительным действиям в направлении Европейского союза».

На родине заявление президента восприняли по-разному. Будущее без СНГ радостно приветствовали национал-радикалы, ратующие за присоединение Молдавии к Румынии и вхождение вместе с последней в ЕС и НАТО. Поддержали президента практически все партии демократического толка, связывающие свое будущее со Старым Светом. Против выступили русскоязычные и та часть титульной нации, которая традиционно отождествляет себя с Россией.

Известный молдавский политолог Оазу Нантой считает, что Воронин своим заявлением вновь расколол страну надвое: поделил на «молдаван» и «румын», на пророссийски и проевропейски настроенных. Теперь можно ожидать, что люди выйдут на улицы. Нантой сказал «Новым Известиям», что «Воронин – циничный человек, который однажды уже обещал населению присоединить Молдавию к Союзу Белоруссии и России, затем два с половиной года пил чай с Путиным, а теперь говорит прямо противоположное». По мнению эксперта, «Молдавия действительно может стать первой страной, которая заявит о выходе из СНГ, но это будет, скорее всего, после парламентских выборов 2005 года». В противном случае Воронин потеряет большую часть голосов. Во всей этой истории, утверждает Нантой, есть и положительный момент: наконец-то молдавское общество, хоть и вынужденно, но определится – с кем оно хотело бы связать свое будущее. «Если с Западом, то нам надо понять: ЕС обязательно означает и НАТО». В этом случае следует прекратить кивать на статью конституции о нейтралитете страны. «В свое время Кишинев спрятался за ней, чтобы избежать участия в военном блоке СНГ». То, что «даже коммунист Воронин заговорил о переориентации с Востока на Запад», подтверждает: в республике происходят серьезные изменения. По мнению Оазу Нантоя, интеграция в Евросоюз предполагает приведение страны в соответствие европейским стандартам, «нынешнее же руководство не способно эту задачу выполнить».

Заявление президента Молдавии может негативно сказаться на переговорах между Кишиневом и Тирасполем, считает председатель Верховного совета Приднестровья Григорий Маракуца. Он сказал корреспонденту «НИ», что приднестровцы всегда выступали за сближение с СНГ, особенно с Россией, и не поддержат курс на отход от нее.

"