Posted 22 мая 2019,, 18:51

Published 22 мая 2019,, 18:51

Modified 7 марта, 15:54

Updated 7 марта, 15:54

Замминистра финансов Алексей Моисеев и глава Центробанка Эльвира Набиуллина

Минфин намерен забрать льготы у владельцев индивидуальных инвестсчетов первого типа

22 мая 2019, 18:51
Фото: Фото: Антон Новодережкин/ ТАСС
Замминистра финансов Алексей Моисеев и глава Центробанка Эльвира Набиуллина
Минфин намерен отменить налоговые льготы у части владельцев индивидуальных инвестиционных счетов, свернув к 2020 году счета типа "А". О разумности такого шага поспорили замминистра финансов и Глава Центробанка России. Оба представителя государства, но один – за налоги, а другая – за инвестиции. Кто победит?

За последний год популярность индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС первого типа) возросла вдвое у россиян, так как позволяла инвестирующим возвращать 13-процентный вычет от внесенной суммы. ИИСы как инструмент привлечения на рынок розничных инвесторов был запущен в 2015 году. С тех пор, по данным Московской биржи, по состоянию на май 2019 года было открыто свыше 770 тысяч таких счетов. Хлынувший поток клиентов к брокеров состоял в основном из переманенных у банков депозитчиков.

Гражданин мог рассчитывать на возвращение 13% от суммы на Индивидуальном инвестиционном счете по истечении трех лет с момента открытия. ИИС типа А давал инвестору право на возврат НДФЛ за взнос. Максимальный размер вносимых средств, однако, не мог превышать 400 тысяч рублей в год, то есть вернуть можно было не более 52 тысяч рублей. Воспользоваться льготой могли только имеющие белую зарплату.

ИИСы второго типа (Б) налогового вычета не дает, но полностью освобождает инвестора от выплаты НДФЛ с доходов от инвестирования.

Всего на индивидуальных счетах, по подсчетам Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАЦФОР), на конец 2018 г. было размещено около 120 млрд рублей, причем сумма вложений в прошлом году увеличилась втрое по сравнению с начальным периодом.

По данным ФНС, за 2016 год и 2017 годы, таким образом, россияне заработали на сэкономленных налогах от инвестиций около 17,57 млрд рублей, которые соответственно, по мнению Минфина, недополучило государство.

Минфину никогда не нравился ИИС типа А, признался замминистра финансов Алексей Моисеев во вторник на конференции "Российский фондовый рынок-2019", потому как «это некий кредит на получение дохода, который еще не получен».

- Я считаю, что ИИС первого типа был стартапом, нужным для того, чтобы привлечь людей в инструмент. Теперь нужно потихонечку от него отходить, — заявил замминистра финансов.

По словам Моисеева дискуссия на тему уже ведется, но чиновник пообещал, что резкого отказа от инструмента не будет, чтобы не задеть тех, кто уже зашел в трехлетний период по ИИС. «Мы, конечно, ничего не будем делать шашкой, запрещать задним числом и тому подобное», - сказал он.

В Центробанке России идею с отказом от ИИС первого типа не поддерживают. «Мы видим, что для отрасли работа с ИИС-ами первого типа более интересна, они обеспечивают, как говорят, экономику проекта, большую маржинальность. Надо, чтобы и они остались привлекательными для индустрии», - отметила на конференции Эльвира Набиуллина.

Но оба спикера всё же сошлись на том, что необходимо делать более привлекательными ИИСы второго типа.

"Мы видим, что должны развиваться ИИС второго типа, где, действительно, инвестиции являются более долгосрочными, поэтому нам нужно найти баланс. Мы хотели бы, чтобы ИИС второго типа были бы более интересными", - добавила глава ЦБ.

Для стимулирования интереса к ИИСам второго типа финансовые власти готовы предложить по ним больше привилегий. «Постепенный отход от ИИС-ов первого типа должен сопровождаться усовершенствованием ИИС-ов второго типа», — сказал Алексей Моисеев. В Госдуме, к примеру, сейчас рассматривается вопрос об увеличении суммы инвестирования в ИИС типа Б максимального годового взноса - с 1 млн до 1,4 млн рублей. Кроме того, парламент готов обсудить вопрос о страховании этих средств государством и возможностью частичного снятия средств со счетов.

Удастся ли пересадить розничных инвесторов с первого на более рискованный второй тип индивидуальных инвестсчетов? Такая перспектива видится экспертам российского фондового рынка нереалистичной.

По факту пользователи ИИСов-1 – это в большинстве своем бывшие банковские депозитчики, которым 13% дохода нравятся больше ставки в 6-8%, которые максимально сейчас предлагают банки. Клиенты по ИИС-1 используют пассивные стратегии инвестирования – иначе говоря, эти люди уходят из банков к брокерам только из-за этих 13%. Владельцы – ИИС-2 – более активны, они торгуют, но их мало. По оценкам разных брокеров, доля пользователей ИИСов-2 в общем количестве частных инвесторов, колеблется сегодня всего от 5 до 10%.

Невостребованность ИИСов-2 аналитики финансового рынка связывают с менталитетом российских частных инвесторов, рисками национального финансового рынка и с отсутствием твердых защитных гарантий в российском законодательстве.

- Тип А (вычет на взносы) часто выгоднее, поскольку инвестор в качестве вычета с НДФЛ получает 13% от вложенных денег, а не от дохода от этих денег (Тип Б). Чтобы доход был выше самих вложенных денег, нужно удвоить вложенную сумму в течение периода вложения. При доходности 10%, например, нужно ждать более 7 лет, - говорит эксперт International Analytical News Agency генеральный директор «Wagner & experts” Бенедикт Вагнер. - Тип Б отпугнет тех граждан, кому деньги нужны раньше или кто, по крайней мере, не может исключить такую необходимость. Таким образом, у этих потенциальных владельцев ИИС не будет вычетов, и государство получает больше НДФЛ. Позже, некоторые инвесторы ввиду непредвиденных обстоятельств будут вынуждены закрыть ИИС и забрать деньги; опять же, налоговый вычет будет меньше, чем по типу А. Кроме того, государство откладывает момент возникновения вычета и тем самым временно улучшает текущие бюджеты за счет будущих лет.

Сейчас сложно сказать, кто в итоге победит в споре по ИИСам – Минфин или ЦБ, поскольку рассуждения на эту тему – это по сути предсказание исхода аппаратных игр, считает руководитель экономических программ Movchan Consultants московского центра «Карнеги» Андрей Мовчан:

- Совершенно понятно, почему Моисеев говорит, что надо сворачивать тип А: потому что для Минфина важен бюджет. Тип А означает фактическое освобождение от налогов частных инвесторов, причем освобождение от налогов не беднейших слоев населения, а тех, у кого есть сбережения. Всё это в корне противоречит сегодняшней концепции правительства, которая говорит о том, что налоги надо взять со всех, с кого их взять можно. Частные инвестиции и инвестиции вообще сегодня не в приоритете у российского правительства, ни на каком уровне и ни в каком листе. Подумаешь, 120 млрд уйдут в другую сторону – на что это повлияет? - С точки зрения сегодняшнего государства, ни на что не повлияет: часть сбережений останется у брокеров, часть вернется на банковские депозиты, а там их, надо сказать, еще и проще контролировать.

Для Центробанка же инвестиции – это часть финансовой активности в стране, и понятно, что регулятор финансовой активности хочет, чтобы её было как можно больше, и он, естественно, смотрит на инвестиционные счета как на активность, которую он должен защищать, налоги же ЦБ и Набиуллиной, напротив, не интересны совершенно, - говорит эксперт.

Общая позиция Минфина и ЦБ – дорабатывать и развивать вычет по типу Б. Профессиональное сообщество это явно будет поддерживать, говорит руководитель направления индивидуальных инвестиционных счетов «БКС Брокер» Игорь Соболев. По словам представителя компании-брокера, ИИСы типа Б рассчитаны на более агрессивных инвесторов в акции, тип А - на более консервативных, в основном – в облигации. По этой причине с отменой типа А никакого перетока клиентов из А в Б не произойдет, клиенты типа А будут потеряны. У «БКС» на сегодня клиентов ИИСов типа Б насчитывается всего порядка 10%, говорит Игор Соболев.

- Лоббирование Минфином идеи сворачивания ИИС типа А имеет целью сэкономить бюджетные средства. А позиция Банка России ставит собой задачу наполнить финансовый сектор экономики страны финансами населения - это уменьшает необходимость внешних заимствований, что сейчас усложняется из-за санкционного давления и волатильности рубля. Очевидно, что рынок финансовых инструментов получит толчок для развития, поскольку сейчас основными участниками являются банки, а банки сегодня, как показывает практика – слабый инвестиционный институт, который едва обеспечивает доходность по депозитам граждан. Сохранение повышенной доходности ИИС позволит привлечь больший объем инвестиций и на более длинные сроки, - объясняют в комментарии «НИ» авторы самого популярного телеграм-канала на банковскую тематику Банкста.

На текущий момент лишь 15% сбережений россиян инвестированы в имеющиеся финансовые инструменты. Экономика страны нуждается в «длинных деньгах», которые по факту лежат в банковских ячейках и на банковских депозитах граждан и не работают. Изначально власти использовали ИИС типа А (позволяющий возмещать НДФЛ в размере 52 тыс.руб от суммы 400 тыс.рублей) для привлечения максимального числа граждан к финансовому рынку. Предложенный тип инвестиционного счета позволяет получать гарантированную прибыль не от инвестиционного дохода, а от суммы инвестиций. Изменение условий (переход к ИИС типа Б) неизбежно снизит инвестиционную привлекательность, поэтому резких решений от финансовых властей ожидать не приходится, добавляют эксперты.

Позиция же Моисеева базируется на том, что льгота на возмещение НДФЛ по сути - это кредит на доход, который еще не получен. В итоге бюджет теряет миллиарды рублей, которые возмещаются гражданам. Однако, стоит учесть, что сегодня число частных инвесторов в России едва достигло 2 млн человек. Общий объем частных инвестиций достигает лишь 120 млрд рублей. Эту цифру можно увеличить кратно, если убедить граждан инвестировать, к примеру, свои банковские депозиты. Центробанк насчитал в России 12 млн вкладчиков с крупными депозитами. Это значит, что потенциально эти граждане могут перейти на финансовый рынок и стать долгосрочными инвесторами. Именно поэтому Эльвира Набиуллина, напротив, полагает, что ИИС тип А следует сохранить. Стратегически это необходимо, чтобы продолжить привлечение россиян к инвестициям в различные финансовые инструменты, продолжают авторы Банкста.

- Минфин сегодня говорит, что надо развивать индивидуальные инвестиционные счета. По большому счету, еще раз повторяю, инвестиции от граждан правительство сегодня не интересуют, они не рассматривают инвестиции как драйвер развития экономики, а вот деньги граждан, полученные в виде налогов, государство интересуют. Поэтому что хочется сказать по заявлениям об агитации граждан в тип Б? Здесь появляется другая опасность. Когда в часть Б перейдет значительная часть инвесторов, Моисеев снова вспомнит, что и там у нас происходит «недоработка» по налогам, и эти деньги тоже надо прикрыть, потому что мы недополучаем от налогов, - говорит Андрей Мовчан. – Почему? Потому что это же инвестиции, это же не государственные деньги, их надо будет возвращать, за них доход выплачивать, это деньги людей, а налоги, которые недополучаются – это деньги государственные. Вместо того, чтобы брать деньги во временное пользование, можно получить налоги навсегда, вот вы бы что предпочли?

Есть еще один побочный эффект для экономики от закрытия ИИСов типа А, который последует, говорит Бенедикт Вагнер:

- В отличие от Типа Б, Тип А работает только при наличии официального дохода. Таким образом, возможность вложить в ИИС типа А является дополнительным аргументом для официального трудоустройства. Отмена этого типа соответственно сделает неофициальную зарплату более приемлемой для сотрудника. Следовательно, отмена типа А может способствовать росту теневой экономики, особенно в текущей сложной экономической обстановке, - говорит эксперт.

Недополученные 17,57 налоговых миллиардов – цифра вообще-то довольно фиктивная, говорит Андрей Мовчан. Закроешь сейчас ИИСы одного типа, и большая часть людей сразу же закроют счета и инвестировать не будут, иной доход от инвестиций тоже получать не будут, и налогов на доход, соответственно, тоже не будет.

- Но такие вещи у нас обычно тоже не понимают. У нас, когда повышают НДС, никто не считает при этом, что уменьшится оборот. Все думают, что раз подняли НДС, то получат больше денег, а оборот в итоге уменьшается, цены растут, покупательская способность падает, и все удивляются, а куда же оборот девался и где наши денежки запланированные? У нас пока хорошо считать не научились... - Резюмирует Мовчан.

"