Posted 20 марта 2012,, 20:00

Published 20 марта 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:35

Updated 8 марта, 05:35

«Цыплят» по осени посчитают

20 марта 2012, 20:00
Политическая весна в России ознаменовалась активной партийной посевной кампанией. С небывалой прежде резвостью депутаты Госдумы в течение трех недель двумя чтениями обсудили президентский законопроект «О политических партиях», который предусматривает некоторые послабления при регистрации политических организаций. Однак

Так уж причудливо совпало, что вчера, когда думские депутаты обсуждали на Охотном ряду во втором чтении законопроект «О политических партиях», Мосгорсуд в другом конце столицы признал законным отказ в регистрации Партии народной свободы (ПАРНАС). Вердикт был вынесен на основании того, что в партийном уставе были обнаружены некие противоречия с федеральным законодательством, а также нехватка необходимого количества членов этой организации. Право, это событие можно признать неким прощальным салютом несостоятельного, но еще действующего закона.

А тем временем в Госдуме председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Алексей Островский зачитывал поправки в федеральный закон «О политических партиях». Прежде всего он отметил, что из полусотни поступивших после первого чтения поправок рекомендованы к принятию всего полтора десятка. Среди отклоненных предложения фракций КПРФ и ЛДПР о значительном поднятии планки минимальной численности партий с 500 до 5–10 тыс. человек.

Второй отборочный круг прошли три поправки, которые депутат Островский назвал «принципиально важными» и которые, по его утверждению, были одобрены всеми членами рабочей группы, созданной при администрации президента. Первая поправка, рекомендованная к принятию, заключается в том, что данный закон вступит в силу со дня его опубликования, а не с 1 января будущего года, как это предполагалось вначале. «Эта норма позволит новым политическим партиям успеть пройти регистрацию и принять участие в региональных выборах осенью текущего года», – сказал депутат и подчеркнул, что здесь пошли навстречу требованиям несистемной оппозиции.

Суть второй поправка в том, что Минюст может приостанавливать на три месяца деятельность политической партии в случае выявления ошибок и нарушений в поданных документах. При этом ведомство должно представить руководству партии мотивированное решение с письменными рекомендациями по устранению недочетов. Еще одно законодательное изменение вводит табу для новых политических партий, которые в своих названиях не могут использовать наименования уже действующих партий, а также их аббревиатуры. Еще одну поправку можно назвать «карательной». Она предусматривает ликвидацию партии, если та не принимала участие в выборах в течение семи лет подряд.

Надо отметить, что, несмотря на некоторые фракционные разногласия в оценке вносимых поправок, в целом дискуссия проходила в доброжелательной «домашней» обстановке. Возможно, на это повлияло то обстоятельство, что на второе чтение президентского законопроекта в Думу не пригласили представителей несистемной оппозиции. Вице-спикер Госдумы, лидер фракции «ЕР» Андрей Воробьев объяснил это тем, что «по регламенту обсуждение во втором чтении не предполагает выступлений». В качестве еще одного аргумента прозвучали слова о том, что представители несистемной оппозиции в полной мере воспользовались своим участием в рабочей комиссии.

Однако, как выяснилось, далеко не все в работе этой комиссии можно назвать конструктивным. Так, предложение ПАРНАСа и «Левого фронта» о переходе к уведомительному порядку регистрации партий было «замылено». Представитель ПАРНАСа Константин Мерзликин признался «НИ», что в знак протеста отказывается в дальнейшем участвовать в рабочей группе. «Мы убедились в том, что это все абсолютно бессмысленно. На последнем заседании рабочей группы у нас сложилось впечатление, что предложения к президентским поправкам в законопроект «О политических партиях», которые были озвучены на заседании группы, приняты, но оказалось, что это не так. Это никакой не диалог с оппозицией, а профанация», – заявил оппозиционер. Другой участник рабочей группы, Сергей Удальцов, признался «НИ», что решение не приглашать оппозицию на второе чтение, безусловно, снизило уровень диалога. При этом Удальцов отметил, что «Левый фронт» не определился с дальнейшим участием в рабочей группе по доработке законопроектов о политической реформе. «Мы пока подождем, какие будут поправки приняты к этому законопроекту. Посмотрим, какие будут итоги, тогда сделаем выводы, есть смысл дальше работать или нет», – сказал Удальцов.

Напомним, при рассмотрении в первом чтении законопроекта о партиях в Госдуму были приглашены представители непарламентских партий и несистемной оппозиции. Представители непарламентских партий тогда имели возможность выступить с трибуны собрания, а вот активисты несистемной оппозиции могли лишь молча созерцать ход обсуждения с балкона в зале пленарных заседаний. Так что молчание оппозиции на гостевой галерке парламента и 20 марта было полностью соблюдено. По крайней мере, до пятницы, когда представители непарламентских партий получат еще одну возможность выступить в Госдуме при обсуждении в третьем, окончательном чтении президентского законопроекта о политпартиях.

«Все увлеклись погоней за намеренно вброшенным на полемическое поле «зайцем» – горячим обсуждением вокруг численности новых партий, – так прокомментировал «НИ» ситуацию руководитель Центра политических исследований Андрей Майборода. – А вот куда более важные и принципиальные вопросы об уведомительном порядке регистрации партий, о возможности создания предвыборных блоков оказались за бортом нововведений. Так что говорить о серьезности намеченных политических реформ в стране пока не пристало». Партийных «цыплят» к осени действительно у нас будет много, но в политическом «курятнике» будут верховодить все те же вожаки, считает эксперт.

"