Posted 20 февраля 2008,, 21:00

Published 20 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:20

Updated 8 марта, 08:20

Избирательный характер

Избирательный характер

20 февраля 2008, 21:00
Новый закон «О некоммерческих организациях» позволил чиновникам приостанавливать работу неугодных НКО и заставил представителей гражданского общества ограничивать себя в выступлениях и действиях, связанных с критикой власти. Таковы выводы представленного вчера доклада международной правозащитной организации Human Right

Презентации доклада предшествовал скандал, так как исполнительному директору Human Rights Watch гражданину США Кеннету Роту не дали российскую визу. Вчера г-н Рот общался с журналистами по телефону и заявил, что, помимо России, его не пускали только в Нигерию. Сам же доклад под названием «Удушающая бюрократия» был посвящен деятельности российских НКО после вступления в силу в апреле 2006 года нового закона «О некоммерческих организациях». Правозащитники признали, что вопреки опасениям массового закрытия НКО не произошло. Из 359 тыс. организаций к осени минувшего года были в судебном порядке ликвидированы 2 тыс. 300, и еще 6 тыс. получили предупреждения.

Однако проверки ФРС позволяют фактически приостановить деятельность любой организации. Закон предписывает проводить плановую проверку НКО раз в два года продолжительностью до двух месяцев, а также позволяет устраивать внеплановые проверки, если на организацию поступили жалобы. При этом, будучи не в силах проверить все НКО, чиновники, по мнению авторов доклада, выбирают для проверки те организации, которые занимаются «наиболее нежелательными для властей проблемами». Кеннет Рот называет такими проблемами права человека, свободу слова и Чечню. В результате многие НКО вынуждены «ограничивать свою деятельность и заниматься самоцензурой, чтобы не вступать в конфликт с властью». НКО страдают также от усложнения бюрократических процедур. Например, в случае смены директора перерегистрация документов занимает до полутора месяцев, в течение которых организация не может осуществлять свою деятельность, так как у нового руководителя отсутствует право подписи под финансовыми документами. Кроме того, нередки случаи, когда НКО ликвидируют в судебном порядке, не поставив в известность саму организацию (так произошло с «Воронежским обществом потребителей») либо выносят предупреждения по явно надуманным основаниям. Например, петербургскую организацию «Гражданский контроль» обвинили в нарушении устава, когда она, будучи зарегистрированной как региональная организация, провела выездной семинар в Европе.

В ФРС выводы правозащитников «НИ» комментировать отказались. Член комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Андрей Воробьев назвал «НИ» доклад Human Rights Watch попыткой вмешаться в кампанию по выборам президента и «поставить под сомнение наши демократические институты». Член Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ Александр Аузан, изучавший последствия нового закона, сообщил «НИ», что регистрация НКО стоит от 20 тыс. рублей в Москве до 45 тыс. в Калмыкии и занимает 4–8 недель, что в 1,5 раза дороже и вдвое дольше, чем регистрация коммерческих организаций. А при численности ФРС в 2 тыс. 700 человек и выделенных на проверку одной организации 374 часов только на обязательную проверку всех российских НКО уйдет 80 лет, что и предопределяет избирательный характер проверок. Г-н Аузан утверждает, что выводы были представлены президенту России, и тот еще в мае прошлого года поручил правительству изменить порядок регистрации и проверки НКО. Первоначально срок исполнения поручения президента был ограничен 25 июня 2007 года, затем передвинут на 14 января 2008 года, однако до сих пор в этой сфере, по словам г-на Аузана, не сделано ничего.

Председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова сообщила «НИ», что в минувшем году чиновники полтора месяца «трясли» волгоградскую организацию «Материнское право», а сейчас пытаются выселить московскую организацию из помещения в Лучниковом переулке. Президент фонда «Нет наркомании и алкоголизму» и член Общественной палаты Олег Зыков рассказал «НИ», что несколько месяцев назад была попытка закрыть филиал его организации в Екатеринбурге под предлогом, что фонд должен заниматься исключительно сбором и раздачей денег. Отстоять филиал удалось только после личного обращения г-на Зыкова к руководству ФРС.

"