Posted 19 декабря 2005,, 21:00

Published 19 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

«Мы не пятая колонна!»

«Мы не пятая колонна!»

19 декабря 2005, 21:00
Если закон о некоммерческих организациях будет принят в его нынешнем виде, правозащитники откажутся ему подчиняться. Об этом во время вчерашнего пикета против принятия этого документа заявил директор Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе. Правозащитники также намерены обжаловать новый закон об НКО в

Завтра Госдума планирует принять во втором чтении поправки в закон «О некоммерческих организациях». Вчерашний и сегодняшний день российские правозащитники объявили «Днями единых действий в защиту НКО». Вчера против принятия закона прошли пикеты в шести российских городах. В Москве акция состоялась на площади Революции у памятника Карлу Марксу. Ближе к Госдуме протестантам подходить не разрешили.

Накануне один из организаторов пикета, директор Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе говорил, что будет счастлив заплатить штраф, если число пикетчиков превысит заявленные 50 человек. Однако демонстрантов собралось не более 30, и охранявшие пикет 2 милиционера никого не оштрафовали и только попросили Юрия Джибладзе расписаться в том, что он ознакомлен с правилами проведения массовых мероприятий и предупрежден об ответственности в случае экстремистских выходок.

Представители нескольких правозащитных организаций почти час стояли на холодном ветру с плакатами «Запрещать запрещено!», «Руки прочь от общественных организаций!», «Третий сектор – не пятая колонна!». Охранявшие пикет милиционеры грелись в автомобиле. Юрий Джибладзе пояснил корреспонденту «НИ», что, несмотря на внесенные президентом поправки, закон остается репрессивным. Так, в случае его принятия некоммерческие организации не смогут создавать люди, привлекавшиеся, например, к ответственности за нарушение правил проведения митингов. В новом варианте закона все также отсутствует определение политической деятельности, и чиновники сами будут решать, что ею считать. А проверка некоммерческих организаций хоть и может проводиться не чаще раза в год, но продолжительность ее в законе не указана, и, следовательно, она может длиться «хоть полгода». Правозащитник убежден, что и существующих механизмов контроля за деятельностью некоммерческих организаций более чем достаточно, «перед налоговой инспекцией мы все и так отчитываемся». Юрий Джибладзе заявил, что в случае принятия закона правозащитники попросту откажутся ему подчиняться, и предусмотренные этим законом отчеты о своей деятельности никто подавать не будет.

Акцию готовы поддержать лидеры других правозащитных организаций. Председатель организации «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина считает, что «придется на это пойти», потому что власть принимает законы, которые правозащитные организации заведомо не могут выполнить. Например, уже действует закон, по которому с получаемых грантов правозащитники должны платить налог в 24% от их суммы. Но в отчете перед грантодателем налог не предусмотрен, а отчитаться надо за все 100% использованных средств. Все они должны пойти исключительно на правозащитные цели, а не достаться государству в виде налога. Вот и вынуждены правозащитники либо платить налог и нарушать условия грантотаделей, либо не платить и нарушать российские законы. Даже старая одежда, которую москвичи приносят для беженцев, по закону считается доходом и облагается 13% налогом. Но Светлана Ганнушкина этот налог не платит, потому что не знает, как перевести старую одежду в деньги: «Я предлагала им отгружать по 13% из каждого узла с вещами, которые нам приносят».

Руководителя фонда «Общественный вердикт» Наталью Таубину грядущие проверки не пугают, «нас и так постоянно проверяют, потому что среди наших учредителей есть организации, нелюбимые во властных структурах» (Одним из учредителей фонда «Общественный вердикт» является финансируемая Михаилом Ходорковским «Открытая Россия» – «НИ»). Наталья Таубина называет подготовленный в Госдуме закон «противоречащим Конституции» и обещает оспорить его в Конституционном и Европейском судах, но «это задача не одного дня, а нескольких лет». Поддержать акцию неповиновения закону «Общественный вердикт» также готов. «Если это будет консолидированная позиция большинства правозащитных организаций, тогда это будет иметь смысл», – считает г-жа Таубина.



ПРОТИВ ЭКСТРЕННОГО ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА ОБ НКО ВЫСТУПИЛИ КОНГРЕСС США И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИИ

В конце минувшей недели Конгресс США и Европейский парламент приняли резолюции с требованием к России изменить проект закона об НКО либо вообще снять его с рассмотрения. Американцы считают, что законопроект несовместим с членством России «в сообществе западных демократий». Европейские парламентарии в свою очередь призывают Россию подготовить новый закон, который бы «соответствовал нормам и стандартам Совета Европы». А в минувшее воскресенье члены Общественной палаты приняли заявление, в котором призвали Госдуму перенести рассмотрение закона об НКО на январь, когда Общественная палата будет полностью сформирована и сможет провести экспертизу документа.

"