Posted 19 августа 2008,, 20:00

Published 19 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:54

Updated 8 марта, 07:54

Удвоение бюрократов

Удвоение бюрократов

19 августа 2008, 20:00
Вчера стало известно, что глава правительства подписал постановление, разрешающее министру финансов иметь семь заместителей министра вместо пяти. Эксперты полагают, что появление дополнительных чиновников в этом статусе – просто возвращение бюрократии к ее обычному состоянию до административной реформы. При этом в реги

По сообщению пресс-службы правительства, постановление об увеличении количества заместителей министра финансов было подписано главой правительства в конце прошлой недели. В Минфине пока не комментируют эту информацию. Надо отметить, что ведомство Кудрина пополняется уже не в первый раз. Так, в декабре прошлого года правительство увеличило количество заместителей министра финансов с 4 до 5. Эксперты объяснили эти кадровые решения арестом замминистра финансов Сергея Сторчака. После заключения последнего под стражу под угрозой оказался ряд переговоров, в которых требовался чиновник рангом не ниже замминистра. Г-н Сторчак, хотя формально и остался заместителем министра, но по понятным причинам вести переговоры он не мог.

Новое кадровое прибавление может быть связано с увеличением количества департаментов Минфина, в апреле их стало 15 вместо прежних 13, позже был создан еще и департамент долгосрочного финансового планирования, который подчиняется непосредственно министру финансов. Раздувание штатов продолжилось и в июле, когда Минфин разделил департамент бюджетной политики на две части. Между тем свои министерства и ведомства пытаются укрепить и другие члены правительства. Восьмую должность заместителя министра обороны две недели назад ввел Дмитрий Медведев, до этого было семь. Новому министерству связи и массовых коммуникаций, которое возглавляет Игорь Щеголев, благодаря добавленным функциям разрешили иметь шестерых заместителей, вместо прежних четырех. Кроме того, в новом правительстве количество и самих министерств увеличилось с 16 до 18, хотя общее число ведомств все же уменьшилось с 85 до 84. Зато вице-премьеров у премьера стало больше, вместо пяти – семь.

По словам экспертов, в данное время количество чиновников продолжает расти, и такая тенденция сохранится. Президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов сравнивает процесс роста с мышцами спортсмена. «Чем чаще их сокращаешь, тем больше они надуваются», – сообщил «НИ» эксперт. По мнению директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, увеличение бюрократического аппарата можно считать лишь «возвращением к истокам», после проведенной Владимиром Путиным административной реформы. «И даже нынешнее большое число заместителей министров нельзя сравнить с раздутым штатом советского времени, тогда число помощников у одного руководителя доходило до 14», – сообщил «НИ» политолог. Рост же бюрократического аппарата в целом эксперт объясняет прибавлением чиновников на среднем уровне и появлением региональных отделений федеральных ведомств.

В свою очередь, директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская сравнивает бюрократию ни много ни мало как с «расширяющейся или пульсирующей Вселенной». «Бюрократия тоже пульсирует, время от времени принимается решение ее сократить, но на следующий день вновь начинается процесс роста, – говорит «НИ» эксперт. – Растет, растет, потом руководство спохватывается и снова принимает решение сократить. Так было все годы». После проведенной Владимиром Путиным административной реформы почти сразу число чиновников стало расти. Сначала у министра было по два заместителя, потом стали появляться дополнительные сотрудники у силовых ведомств, сначала – 2, потом – 5, а теперь уже по 6–8. То же самое произошло и с правительством, если в составе кабинета министров после реформы было 77 человек, то теперь 92. В целом же, по словам г-жи Крыштановской, согласно данным проведенных исследований, количество чиновников по сравнению с ельцинскими временами выросло в два раза. Если в 1990-е годы их было около полутора миллиона, то сейчас эта цифра приближается к 3 миллионам. При этом сами данные о бюрократическом аппарате засекречены – ни на сайте Росстата, ни в других источниках в открытом доступе информацию о чиновниках найти невозможно.

"