Posted 18 мая 2009,, 20:00

Published 18 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:35

Updated 8 марта, 07:35

Доска позора

18 мая 2009, 20:00
Госдума запретила размещать в Интернете «позорные доски» с именами государственных служащих, совершивших должностные преступления. Законопроект, содержащий эту меру, отклонен народными избранниками под предлогом конфиденциальности сведений о судимостях чиновников. Эксперты утверждают: по закону эти данные к секретным н

Законопроект с оригинальной идеей сетевой «позорной доски» был внесен еще в 2007 году. Предполагалось, что правительство будет размещать на своем официальном сайте информацию о лицах, осужденных за должностные преступления. В документе было перечислено девять соответствующих статей Уголовного кодекса. Это злоупотребление должностными полномочиями и их превышение, нецелевое расходование бюджетных средств, незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, халатность. То есть то, против чего, в конечном счете, и направлена нынешняя борьба «за чистоту рядов». На сайте кабинета министров предлагалось публиковать фамилию, имя, отчество; дату рождения преступника, занимаемую им до осуждения должность и статьи УК, дату вступления приговора в законную силу; назначенное наказание; а также «иную информация по усмотрению правительства». После погашения или снятия судимости информация с сайта должна была удаляться.

Однако депутаты большинством голосов отклонили этот законопроект. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству обосновал недопустимость принятия документа тем, что персональные данные, касающиеся судимости субъекта, являются конфиденциальными и «в вопросе их опубликования не может применяться избирательный подход только к определенной группе осужденных, так как это противоречит конституционному принципу равенства прав человека и гражданина». Озаботились в комитете и тем, что проектом не предусмотрены процедуры, связанные с реабилитацией и возмещением морального ущерба лицу в случае его незаконного осуждения.

Комитет по местному самоуправлению и вовсе выразил сомнение в результативности предлагаемых мер и полезности представляемых гражданам сведений. Там посчитали: если провинившийся чиновник отделывается лишь штрафом и продолжает осуществлять свои полномочия, то информирование граждан о его грехах значения не имеет. Если же чиновник решением суда лишается права занимать свою должность либо приговаривается к лишению свободы и его увольняют, то и здесь неясно, какую, мол, роль будет иметь информирование граждан. Правительство обратило внимание, что закон может нарушить право субъекта на конфиденциальность его персональных данных.

За право граждан знать все о чиновниках-коррупционерах некоторые депутаты все же вступились. Сергей Иванов от фракции ЛДПР поинтересовался, чем чиновники лучше обычных правонарушителей, замеченных в гораздо меньших проступках. Он напомнил, что в советское время на специальных досках вывешивались на всеобщее обозрение фотографии безбилетников, а сейчас – фотографии тех, кто ворует в супермаркетах. Депутат от КПРФ Николай Коломейцев обратил внимание, что в большинстве развитых стран законы защищают не тех, кого осудили, а общество. Но слабый голос оппонентов потонул в мощном хоре защитников прав чиновников.

По мнению экспертов, по закону никакого секрета данные о судимости чиновников не представляют. Президент Комиссии по свободе доступа к информации Иосиф Дзялошинский отмечает, конфиденциальной информация о судимости является только в том случае, если судимость снята. «Если же она не снята, то это не может являться конфиденциальными данными, поскольку представляет общественный интерес», – пояснил «НИ» эксперт.

Такого же мнения придерживается и директор Института развития свободы информации Иван Павлов. По его словам, сокрытие данных о преступлениях, совершенных представителями власти, противоречит основным принципам уголовного и уголовно-процессуального законодательства. «Конфиденциальной считается та информация, доступ к которой ограничен федеральным законом, – рассказал «НИ» эксперт. – Закона, который ограничивает доступ к этой информации, не существует». Г-н Павлов обратил внимание на то, что, даже если обвинение связано с государственной тайной, приговор все равно оглашается в открытом режиме. А любая информация о представителях власти социально значима в силу своей природы, поскольку граждане, как налогоплательщики, должны знать, что власть делает на те средства, которые они перечисляют в бюджет.

"