Posted 18 января 2010,, 21:00

Published 18 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:14

Updated 8 марта, 07:14

Не увидеть Париж…

Не увидеть Париж…

18 января 2010, 21:00
Тема отмены визового режима между Евросоюзом и РФ превратилась в какое-то заклинание, которое периодически повторяют главы внешнеполитических ведомств западноевропейских стран и их российские коллеги. Буквально на днях о том, что этот вопрос будет решен уже в ближайшее время, заявил глава МИД председательствующей в ЕС

Сигналы, посылаемые Мадридом, конечно, радуют. Можно сколько угодно твердить, что «недоброжелатели» нашей страны из числа бывших социалистических и постсоветских стран не допустят отмены визового режима с Россией, но главную роль здесь, очевидно, все же сыграет позиция так называемой Старой Европы. Не надо упрощать и позицию бывших братских республик. Эстонцы, например, неоднократно заявляли, что они обеими руками за положительное решение вопроса. В отличие от Германии, к примеру. Однако основным камнем преткновения может стать позиция нашего, казалось бы, самого давнего и надежного экономического партнера на Западе – Финляндии.

Не кто иной, как финский министр иностранных дел Александр Стубб недавно признал, что его страна «завязла» в предрассудках: «Наша линия в визовом вопросе до сих пор отличалась излишним консерватизмом и стремлением перестраховаться. Мы должны поощрять свободное перемещение людей».

Визовый режим с Россией – анахронизм и будет отменен максимум лет через восемь, еще осенью 1999 года говорил начинавший тогда свой пятилетний мандат на посту председателя Еврокомиссии итальянец Романо Проди. С тех пор эта проблема поднимается при каждом удобном случае, но преимущественно российской стороной. На любом европейско-российском форуме журналистский пул, прилетевший из Москвы, спрашивает про визы. Европейцы вроде бы двумя руками «за»… Процесс идет, но медленно. Недавно директор программы опять-таки Финского института международных проблем Аркадий Мошес и его коллега Минна-Мари Салминен привезли в Брюссель исследование под заголовком «Меньше говорить – больше делать: перспективы безвизового режима ЕС-Россия». Они проанализировали результаты опросов в правительствах и пограничных службах России, Финляндии, Эстонии, Польши, Германии, Италии.

«Да, со стороны ЕС не видно спешки, – согласился с «НИ» г-н Мошес. – Европейское нежелание основано на умозрительных предположениях. Бытуют мнения, что русским безвизовый режим выгоднее, чем европейцам, что с отменой виз масса россиян ринется в Европу, и пограничные службы ЕС не справятся с потоком, и при этом хлынут люди с нестабильного Кавказа, из Центральной Азии, с которой Россия не имеет внятных границ и т.д. Насколько верны эти утверждения – трудно проверить, но они влияют на общее настроение».

Отменить визы сербам и даже албанцам проще: их мало, и их легче контролировать. «Сейчас в парламентах целого ряда стран ЕС невозможно провести закон о безвизовом обмене с Россией (даже если правительства его одобрят, он не вступит в силу без согласия 27 национальных ассамблей и Европарламента. – «НИ»). У безвизовой идеи пока нет общественной поддержки, граждане не давят на депутатов и правительства, и у тех нет причины шевелиться», – признает г-н Мошес. Такого же мнения придерживается и директор пограничного ведомства ЕС Илкка Лайтинен. Он уверен, что все зависит от политической воли. «Визовые отношения между Россией и ЕС отражают политические отношения, – заявил «НИ» еврочиновник. – Безвизовый режим возможен, только если политический климат будет благоприятствовать серьезной перемене».

О необходимости изменения политического климата говорят и в России. Так, заведующий кафедрой глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО Андрей Коротков рассказал нашей газете, что, хотя «научное сообщество, студенты, деятели культуры, представители бизнес-кругов уже пользуются возможностями упрощенного оформления документов для пересечения границ ЕС, в этом вопросе до сих пор в отношении России сохраняется некоторая дискриминация». По его словам, эта дискриминация выражается в затягивании сроков предоставления виз и избыточных забюрократизированных проверках. Правда, д-р Коротков считает, что уже в 2010 – 2011 годах может сложиться благоприятная ситуация для устранения этих «бесполезных завалов». При этом ссылается на «дорожную карту» по общему пространству внешней безопасности, утвержденную на саммите Россия – ЕС еще в 2005 году, согласно которой отказ от анахронизма как визы – вопрос времени.

Другое дело, что для отмены виз, по-видимому, нужна отдельная «дорожная карта». Так считает, например, глава подкомитета Госдумы РФ по европейскому сотрудничеству Андрей Климов. По его словам, Россия давно политически готова к разработке подобной карты, в отличие от ЕС, объединяющего 27 государств. «Мы понимаем, что это не быстрый процесс, но ведь нам обещали несколько лет назад, что мы уже в 2008 году будем иметь безвизовый режим. Не получилось. Сегодня мы находимся на стадии проработки нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Я надеюсь, что реализация Лиссабонского договора позволит более внятно формулировать практическую политику ЕС, и тогда на этом фоне будет легче решать вопрос о безвизовом режиме», – полагает депутат Климов.

Так что одних благих намерений мало. К тому же в то время, как упомянутый уже глава финской дипломатии выступает за снятие визовых барьеров, высокопоставленные чиновники его же ведомства относятся к такому либерализму критически. «Я боюсь даже представить себе, какие очереди на границе образовались бы, сними мы визовые ограничения разом, – прокомментировал журналистам заявление своего руководителя шеф паспортного и визового отдела МИД Финляндии Веса Хэккинен. – При выдаче виз отказ получает примерно 1% российских соискателей. Это люди, которых мы не хотим видеть в Шенгенской зоне, в том числе в Финляндии. Надеюсь, что мы отсекаем их от ЕС благодаря визовому режиму. Сними мы его, и «отказники» в куда большем количестве, чем сегодня, будут пытаться проникнуть на территорию ЕС». Трудно представить, чтобы чиновник открыто подвергал сомнению взгляды своего начальника. Скорее всего, министр Стубб озвучивает «экспортную» позицию Хельсинки, направленную на Москву, а его подчиненные успокаивают общественное мнение в самой Финляндии.

Казалось бы, введение безвизового режима между Евросоюзом и РФ – прямая выгода, прежде всего, для Финляндии, имеющей самую длинную в ЕС, почти тысячекилометровую границу с Россией. Но не все так просто. Финны россиян, конечно, не боятся, но считают, что их и так у них слишком много. Корреспондент «НИ» побывал на одном из паромов, курсирующих между Суоми и Швецией, и стал свидетелем довольно необычных для нас и, надо сказать, уже давно привычных для скандинавов сценок.

«Мама, мама, смотри, настоящие финны! Вон там, у лифта!» – восторженный вопль российского малыша огласил прогулочную палубу парома компании Tallink, курсирующего между Хельсинки и Стокгольмом. Это судно, кстати, практически «под завязку» было заполнено россиянами. Несколько человек отреагировали на крик и, оставив осмотр судовых бутиков, отправились поглазеть на редкое чудо. В это время из судовых репродукторов гремел «Миллион, миллион алых роз», в ресторанах преобладало русское меню, на сцене артисты варьете водили хороводы, а в баре ирландский бард, наступив на горло собственной песне, старательно выводил с акцентом: «Мальшик хочет в Тамбов»... Никакого ощущения заграницы – точно вернулся в прошлое, во времена Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, со скидкой на новые нравы, конечно. Что касается аборигенов, то те, отгуляв Новый год, уже вовсю работали.

Достаточно один раз проехать на пароме в январе, чтобы убедиться: россияне – абсолютно доминирующая группа иностранных туристов в Финляндии. Представительства этой страны ежегодно выдают более 700 тыс. виз нашим соотечественникам, большинство из них – многократные (это – мировой рекорд). В случае отмены визового режима, по оценке финских властей, поток российских туристов увеличится почти в пять раз (10 млн. человек в год вместо сегодняшних 2 млн.).

Государства, которые российские туристы могут посещать без виз:

Азербайджан, Армения, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Босния и Герцеговина, Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Вьетнам, Гватемала, Гренада, Доминика, Израиль, Казахстан, Киргизия, Колумбия, Куба, Македония, Молдавия, Малайзия, Марокко, Намибия, Никарагуа, Перу, Сент-Винсент и Гренадины, Сербия, Свазиленд, Таджикистан, Таиланд, Узбекистан, Украина, Фиджи, Хорватия, Черногория, Шри-Ланка, Филиппины, Эквадор.
Примечание. Курсивом отмечены страны, для посещения которых гражданам РФ не требуется загранпаспорт.

"