Posted 17 июля 2012,, 20:00

Published 17 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:47

Updated 8 марта, 05:47

«Охотный» заряд

«Охотный» заряд

17 июля 2012, 20:00
В конце минувшей недели депутаты Госдумы нового, 6-го созыва завершили весеннюю сессию и ушли на двухмесячные каникулы. Подводя итоги деятельности нижней палаты парламента, эксперты отмечают, что в ней впервые за долгие годы стало заметным присутствие оппозиции. В то же время характер работы парламента стал очевидно ре

За полгода работы парламентарии успели принять более 150 законов, а рассмотрено было около 500, сообщил вчера председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Нижняя палата парламента настолько заработалась, что даже в отпуск ушла на неделю позже положенного срока. Как полагают эксперты, дополнительная рабочая неделя понадобилась потому, что выполнялся важный государственный заказ и законопроекты нужно было успеть принять в форсированном режиме в период летних отпусков, чтобы избежать новой волны негативной реакции общественности, которая могла бы возникнуть осенью. Напомним, что в последний день работы депутаты сразу в двух чтениях проголосовали за то, чтобы НКО, получающие иностранные гранты, зарегистрировали себя «иностранными агентами», а также за возвращение статьи о клевете в Уголовный кодекс со штрафом в 5 млн. рублей. За несколько дней до этого парламентарии успели лишить неприкосновенности своего коллегу коммуниста Владимира Бессонова, обвиняемого прокуратурой в драке с полицейскими на митинге, а также в первом чтении присоединить Россию к ВТО.

«В нашем парламенте наметились заметные изменения, – говорит «НИ» заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики и член Совета по правам человека Леонид Поляков. – Дума сформировалась после крайне острых, конкурентных, скандальных выборов 4 декабря 2011 года. «Единая Россия» потеряла конституционное большинство, хотя удержала большинство простое, плюс 12 голосов – 238 мандатов у единороссов. Это большинство позволяет по-прежнему правящей партии контролировать прохождение законов».

Важным моментом, по словам г-на Полякова, стало то, что работа Думы в эту сессию проходила под постоянным прессингом невиданной улично-площадной активности. Ни одна Дума не работала на таком фоне, в таком политическом контексте. Это серьезно сказалось и на характере работы парламентариев, и на остроте некоторых пленарных заседаний.

«Очень жестко стала прослеживаться линия на администрирование и на удушение демократических прав и свобод граждан, – охарактеризовал «НИ» полугодовую работу коллег депутат от КПРФ Вадим Соловьев. – Я имею в виду ряд законопроектов: усиление ответственности за нарушения на митингах, возврат клеветы в Уголовный кодекс в отношении гражданских лиц, следователей, судей и других должностных лиц. Еще одним беспрецедентным делом стало лишение неприкосновенности депутата Бессонова, когда дали санкцию на возбуждение уголовного дела. Идет отказ от всех предыдущих договоренностей по делу демократизации избирательного процесса. Вначале попытались в этом направлении что-то сделать, даже комиссию создали (по изучению применения избирательного законодательства, возглавлял ее Сергей Иванов из ЛДПР. – «НИ») при нашем комитете по конституционному законодательству. Но после того как комиссия поддержала Олега Шеина в Астрахани (депутат объявлял голодовку в знак протеста против официальных результатов выборов мэра города. – «НИ»), ее тут же зарубили, и она больше не собиралась».

Отметим, что репрессивный характер в работе думцев проявился не сразу. «Первые два месяца они стеснялись, они же понимали, что незаконно избраны, идет массовое движение протеста, неизвестно, как все это кончится, – пояснил «НИ» политолог Андрей Пионтковский. – Но после событий 6 мая («Марш миллионов» на Болотной площади, жестко разогнанный полицией. – «НИ») поняли: всё, власть вступила на путь жестких репрессий, никто их не тронет, они будут сидеть пять лет, поэтому полностью распоясались и слились в объятиях с этой властью в печатании репрессивных законов».

Поначалу общество связывало большие надежды с возвращением в Госдуму реальной оппозиции. В новом парламенте половину комитетов возглавили представители партий меньшинства, чего не было в прежней Думе. Кроме того, начиная с первых дней работы, депутаты от «Справедливой России», КПРФ и иногда даже ЛДПР довольно резко высказывались как по поводу результатов парламентских, а затем и президентских выборов, так и в отношении одиозных законов. То, что в российском парламенте, которому скоро исполнится 20 лет, явно наметилась трансформация, показала «итальянская забастовка», которую провели эсеры в отношении законопроекта о многократном увеличении штрафов за организацию и участие в митингах. Напомним, что по инициативе депутата Дмитрия Гудкова, «СР» предложила к документу несколько сотен поправок, в результате рассмотрение законопроекта затянулось практически до полуночи.

И все-таки влияние оппозиционных депутатов при принятии законов оказалось малым. Депутат от «Справедливой России» Илья Пономарев считает, что наш парламент никак не изменился, только разговоров стало больше. «Как было у «Единой России» большинство, так и осталось. А это означает, что ничего сделать в этой ситуации нельзя. То есть партия власти единолично решает, какие законы принимать, какие нет», – рассказывает «НИ» г-н Пономарев.

Вадим Соловьев из КПРФ подтверждает, что законопроекты, которые ими вносились, в основном отклонялись, а вот единороссовские принимались, даже если против них были все три фракции оппозиции, а общество активно выражало свое недовольство на улице. «Теперь оказывается, что не то что оппозиции, а даже мнение «Единой России» в Кремле мало слушают, – констатирует Вадим Соловьев. – Никакой конструктивной работы нет». Глава Центра политической информации Алексей Мухин охарактеризовал деятельность думской оппозиции в имеющихся условиях как «строптивость», отметив, что никаких реальных рычагов влияния у нее не было. «Единой России» в союзе с ЛДПР практически всегда удавалось проводить те инициативы, которые она считала нужными», – заявил «НИ» политолог.

Помимо резонансных законопроектов, вызвавших бурную реакцию общественности, Думой были приняты законы с так называемым отложенным эффектом. К таковым депутат Пономарев отнес законопроект о перекладывании капремонта домов на плечи жильцов или ратификацию договора о присоединении к ВТО. По словам парламентария, последствия этих законов, а также реакцию на них россиян еще предстоит увидеть. Вступление в ВТО, за которое проголосовали только депутаты «ЕР», недобрым словом вспоминают и коммунисты, утверждающие, что оно приведет к уничтожению малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве, в промышленности и строительстве. Единственный сектор, который выигрывает, –нефтегазовый.

Осенняя сессия будет не менее деятельной, уверены эксперты. Представители «ЕдРа» перед уходом в отпуск успели озвучить свои планы. Скорее всего, Илью Пономарева, назвавшего на последнем пленарном заседании коллег по Думе «жуликами и ворами», попробуют лишить мандата. Разработки председателя комиссии по этике единоросса Владимира Пехтина, позволяющие лишать депутатов мандата без суда, обретут вид законопроекта. Следующий законопроект может ударить по прессе. В осеннюю сессию в Госдуме будут обсуждать вопрос о том, зачислить ли в список иностранных агентов средства массовой информации, которые получают часть своего финансирования из-за рубежа. Также планируется вернуть в Уголовный кодекс статью «Оскорбление». Получит продолжение обсуждение законопроекта о волонтерах, который может серьезно забюрократизировать данное явление.

Основным вопросом следующей сессии будет принятие бюджета. «По всей видимости, очень жестко пройдутся по социальным вещам – образование, медицина, культура – их порежут по полной программе, – полагает Вадим Соловьев. – Дело в том, что в бюджете образовывается большая дыра. Нефтегазовые доходы падают, тех ресурсов поддержки, которые есть, не хватает, а нужно затыкать и пенсионный фонд, и силовые структуры поддерживать. Вот на это деньги найдут, а социальную сферу порежут капитально». Также осенью может рассматриваться и законопроект о том, что 100 авторизованных подписей в Интернете под каким-либо начинанием обязательно будут считаться законодательной инициативой и ее должны будут рассматривать парламентарии. Политолог Алексей Мухин напоминает: работа парламента в осеннюю сессию будет проходить на фоне региональных выборных компаний и повышения тарифов.

«Попытки законодательного регулирования сложных общественных процессов с помощью простых решений, которые и предлагали в этой сессии депутаты, показывают, что высокая степень общественной сложности требует более изощренного законодательного процесса, – подытоживает Леонид Поляков. – Первый урок, который нужно извлечь, – постараться приводить свои намерения в соответствие с общественным настроением, просчитывать реакцию общества на законодательные предложения. И, более того, действовать вместе с обществом».

"