Posted 17 марта 2005,, 21:00

Published 17 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Партия по сходной цене

Партия по сходной цене

17 марта 2005, 21:00
В Министерстве юстиции России и его территориальных органах зарегистрировано почти 150 тысяч общественных объединений, в том числе 44 политические партии. Такие данные на коллегии Минюста привел на этой неделе министр юстиции Юрий Чайка. По оценкам экспертов, к следующему году, когда вступит в силу новый закон о числен

У политических деятелей, желающих обзавестись собственной партией, есть два пути. Первый путь – самый простой: купить уже готовую организацию «под ключ». При этом потенциальному покупателю дается только одна гарантия – организация зарегистрирована в Министерстве юстиции. Остальное – количество членов, устав, программа, платформа – головная боль нового владельца.



Партия «под ключ»

Прецедент уже есть. Так, недавно Ирине Хакамаде, чья политическая партия «Наш выбор» так и не получила официальной регистрации, предложили купить уже готовую организацию. «Мне предложили купить зарегистрированные структуры партии за один миллион долларов при условии, что сопредседателем будет их человек. А потом огласили дополнительные услуги. У них такие ценники!» – призналась «НИ» г-жа Хакамада. Впрочем, она стойко вынесла искушение и предложение неизвестных благодетелей отвергла.

Кроме нее рискованную покупку, по сведениям «НИ», недавно чуть не совершил бывший лидер блока «Родина» Сергей Глазьев. Коллега-патриот, входящий в одноименную думскую фракцию, предложил «беспартийному» Глазьеву совершить сделку. Сергею Юрьевичу по вполне сходной цене (порядка 200 тыс. долларов) готовы были отдать партию-пустышку, а он должен был заняться наполнением ее идеологией, но при этом в его обязанности входила бы задача прислушиваться к советам специально приставленного наблюдателя. Сделка также сорвалась.



«Хватит куска сала, буханки хлеба и энтузиазма»

Наученные горьким опытом политики, а также их посвященные коллеги уверены, что на практике такие почти дармовые партии обойдутся еще дороже (в плане рисков), чем создание новых.

Строительство политической партии «с нуля» – второй способ для политика не выпасть из обоймы и набрать очки. Но и здесь тоже нет единого мнения. Кто-то считает, что для учреждения партии достаточно полуподвального помещения на окраине Москвы, адвоката, бумаги и скрепок. Эксперты, которые подходят к партстроительству более основательно, убеждены, что без хорошего спонсора, который бы «башлял» на взятки чиновникам и на зарплаты аппарату и единомышленникам, серьезному политику не обойтись.

К примеру, на учредительном съезде активистки «Единой народной партии солдатских матерей» уверяли, что для создания их «народного проекта» хватит «куска сала, буханки хлеба и энтузиазма». Столкнувшись с новыми рамками, в которые их загоняет законодательство, «солдатские матери» вынуждены были констатировать, что им пока ничего не светит. «Много чудесных вещей нашли мы в этом законе. Например, до регистрации партии мы даже не можем открыть банковский счет. Как же тогда принимать пожертвования?!» – поделилась с «НИ» своей бедой главная из «матерей» Валентина Мельникова.

С большим энтузиазмом к делу подошла Ирина Хакамада, которая уверена, что не все решают деньги. «Если создавать партию на энтузиазме, то все обойдется в копейки – один юрист, один компьютер и один подвал – вот все, что нужно для регистрации», – заявила она «НИ», подразумевая, что с численностью «нулевого» проекта в отдельно взятом регионе все в порядке.



«Счет идет на миллионы долларов»

Однако политтехнологи полагают, что самый скромный политический проект в сегодняшних условиях обойдется в два-три миллиона долларов.

По словам помощника по связям с общественностью, генерального директора Центра политической конъюнктуры России Елены Харлап, сейчас для раскрутки партий требуются бюджеты гораздо более скромные, чем, скажем, в 1995 году. «Заказчики давно поняли, что раскрутка бренда партии сродни раскрутке бренда, например, зубной пасты, – сообщила она «НИ». – По стоимости политические проекты сейчас во многом приближаются к маркетинговым. Поэтому в чем-то Хакамада права, когда говорит, что сейчас «партия с нуля» обходится гораздо дешевле».

Тем не менее обольщаться политикам все равно не стоит, ведь если создавать не партию-однодневку, а идеологическую структуру, рассчитанную надолго, без платных услуг специалистов не обойтись. Во-первых, перед тем как затевать создание партии, необходимо произвести замер электоральных предпочтений населения в регионах, чтобы понять, что ему нужно. «Из ответов населения социологам, как правило, рождаются тезисы, на которые опирается формируемая чуть позже группа политтехнологов, – говорит Елена Харлап. – Затем эта группа приступает к концептуальной разработке политического проекта, его идеологии, лозунгов, логотипа. Если партия создается под лидера, то обязательно учитываются его личность и биография, что стоит уже дороже». Когда все готово и проведен учредительный съезд, наступает региональный этап работы. В ходе него каждый местный руководитель должен обзавестись собственным офисом, мобильными группами, а также заручиться поддержкой масс-медиа. Итого, по словам г-жи Харлап, в смете набегает довольно приличная сумма, которую покрывает спонсор политического лидера. Причем, считает она, если деньги не выплачивать, то люди начинают разбегаться, а это чревато нежелательными последствиями. «В итоге в каждом случае сумма получается разная, но то, что счет идет на миллионы долларов, это совершенно определенно», – заявила эксперт «НИ».



«Власти партии не нужны»

Процесс создания политической партии сопряжен и с субъективными трудностями – чиновниками. Так считает руководитель аналитической группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин. «Неблагодарная это задача: в воздухе висит указание власти, что партии нам не нужны. Кроме того, весь политический спектр уже заполнен условно либералами, патриотами и державниками-конформистами. Поэтому выгоднее для лидера использовать уже существующие силы, способные консолидировать более 7% голосов, – сказал он. – Но если все же такой проект для наших «беспартийных» лидеров кажется возможным, то придется запастись средствами и благоразумием». По его мнению, чтобы получить благорасположение чиновников, лидерам придется искать выходы на крупных кремлевских функционеров и платить им серьезные деньги (речь идет о нескольких миллионах долларов) за обещание хотя бы не мешать. «Позже, при условии, что основной учредительный съезд партии в Москве состоялся без накладок, опять придется платить – уже более мелким чиновникам на местах, чтобы те как нужно оформили справки о численности, не потеряли их и вовремя передали в Минюст, – считает г-н Орешкин. – Так что если бизнесменам, по словам президента Путина, надо давать медаль в случае, если им удалось открыть свой бизнес, то тем людям, которые открывают партию в этих условиях, надо давать 50 медалей».

Его коллега, заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что самое сложное в деле партийного строительства – обзавестись нужным числом членов и обеспечить им оплату из расчета средней оплаты труда работника коммерческого предприятия по этому региону. «При том, что на бумаге может быть написана конкретная цифра численности, руководство партии должно еще заставить чиновников поверить в это, – заявил он «НИ». – В этом смысле покупка «партий под ключ» гораздо более простое мероприятие. Купил, проверил – все в порядке. Только потом может обнаружиться, что в партии половина – «мертвые души». А все дело в том, что продавцы взяли списки 2 млн. избирателей с одних из федеральных выборов и записали их в члены партии».

Кроме того, по мнению г-на Макаркина, определенная опасность связана с позиционированием новой партии. «Если она предполагается как центристская, тогда лучше не конфликтовать с властью, иначе критика коллег может стоить денег и статуса, – считает эксперт. – А если партия идеологическая и оппонирует не только чиновникам, но и президенту, тогда лучше вообще ее не затевать».

Экстремальные условия выживания и создания новых партий даже породили новый вид бизнеса, когда не лидер и его сторонники в Центре и на местах делают партию, а специальное агентство. Такие агентства хорошо известны в узком кругу политтехнологов, но они стараются не «светиться», опасаясь конфликтов с властью и законом. «Такие структуры есть, но их не видно, потому что они себя не афишируют, – подтвердила Елена Харлап. – Вспомним хотя бы выставку политических партий и блоков, которая состоялась в Манеже перед прошлыми выборами в парламент. Ведь обычные политтехнологи и творческие люди, даже если и захотели бы, никогда не подчеркнули бы идентичность партии, как это сделали они». По словам Дмитрия Орешкина, обычно в таких агентствах есть 5–7 человек, нанимаемых под штучные проекты. «Они действительно могут взять на себя все задачи: от создания региональных ячеек до регистрации и раскрутки, – сообщил он. – Но я не могу сказать, что этот бизнес процветает. Он уникален».

"