Posted 17 февраля 2004,, 21:00

Published 17 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Призрак терроризма

17 февраля 2004, 21:00
Вчера участники клуба «Открытый форум» обсуждали проблему терроризма. Политологи сошлись во мнении, что новых трагедий России не избежать. Но так и не пришли к единству по поводу природы «мирового терроризма». Некоторые высказали сомнения в реальности самого этого феномена.

Заседание началось с оглашения принесенной правозащитником Львом Пономаревым листовки некоего «Движения против нелегальной миграции». Движение призывало москвичей собраться на митинг у Соловецкого камня и требовать от властей изгнать из Москвы кавказские диаспоры. Председательствующий на «Открытом форуме» политолог Марк Урнов заметил, что «терроризм способствует обыдлению массового сознания», но задача экспертов – выявить реакцию политических институтов на терроризм.

Первым слово взял Сергей Маркедонов, завотделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа. С самого начала он призвал определиться с терминами. «Терроризм – это не болезнь, а лишь диагноз, одно из средств политической борьбы». Никакого мирового терроризма, по мнению ученого, не существует: «Что такое мировой терроризм? Покажите его явки, пароли, структуры». А то, с чем столкнулась Россия, с его точки зрения, – это единственно возможный способ борьбы чеченских сепаратистов в условиях, когда российская армия заняла всю территорию республики. «Надо было еще в 1999 году готовить население к тому, что результатом осуществления военной операции в Чечне будет рост количества терактов на территории России», – заявил исследователь.

Вице-председатель научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, наоборот, считает, что мировой терроризм не фантом, а самая что ни на есть реальность. Этот феномен, по его оценке, есть форма выражения комплекса неполноценности исламского мира. Реакция на тот факт, что он во всем проиграл Западу и никогда его не догонит. По мнению Алексея Малашенко, нельзя все списывать исключительно на чеченский конфликт. Террористы давно уже считают себя участниками мирового джихада.

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский посетовал, что на Западе средний класс в ответ на теракты мобилизуется, а в России начинает подозревать власть в их организации. На что председательствующий Марк Урнов ответил, что «приписывание терроризма спецслужбам – это феномен нашего сознания, чудовищная патология взаимоотношений населения с властью».

Президент Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский вспомнил, как после взрыва в метро одна из центральных газет опубликовала на первой полосе откровения отца жертвы теракта: «Буду убивать их всегда и везде, когда встречу». При этом всем было понятно, что имелись в виду выходцы с Кавказа. В то же время чеченцы, потерявшие своих близких, то же самое говорят о русских. По мнению политолога, отказ от диалога с террористами приводит к тому, что теракты становятся анонимными. Никто не берет на себя за них ответственность просто потому, что предъявлять некие требования бессмысленно. Таким образом, их целью становится просто физическое уничтожение максимального количества людей.

Политолог Сергей Марков заявил, что в современном мире «болезнь терроризма – не исключение, а норма». И цель – не стать здоровым, а минимизировать ущерб, научившись жить с болезнью. Террористы пытаются использовать Чечню как плацдарм. И Россия должна во что бы то ни стало изгнать их оттуда. «Как вор, когда не может войти в подъезд с кодовым замком, идет в другой, так и мы не должны дать мировому терроризму захватить площадь в нашей стране. Пусть идет в другое место», – метафорично высказался г-н Марков.

"