Posted 16 мая 2005,, 20:00

Published 16 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Эвакуировать всех

Эвакуировать всех

16 мая 2005, 20:00
Со дня на день вице-премьер правительства России Александр Жуков должен направить в Госдуму отзыв на законопроект, снимающий все ограничения на внесудебное изъятие транспортных средств у российских автомобилистов. Депутаты готовы проголосовать за легализацию эвакуаторов по всей стране, а также за увеличение размера штр

Буквально перед майскими праздниками на отзыв в Белый дом поступил законопроект, подписанный первым вице-спикером Госдумы Любовью Слиской. Как удалось выяснить «НИ», документ предполагает снятие любых ограничений на использование эвакуаторов на всей территории Российской Федерации. Привлечение к проталкиванию законопроекта такого «тяжеловеса», как первый вице-премьер, связано с тем, что до сих пор поправки к «автомобильным» статьям Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) блокировал профильный комитет по конституционному законодательству и государственному строительству. «НИ» уже писали о том, что в этой связи к работе над «усовершенствованием» КоАПа и была привлечена г-жа Слиска, находящаяся, по мнению защитников прав автомобилистов, в хороших отношениях с Александром Жуковым. Противники возврата эвакуаторов не сомневаются, что первый вице-премьер не станет возражать против легализации очередного вида автомобильного бизнеса и депутаты получат положительные отзывы правительства на проект закона.

Поправки, предусмотренные законопроектом, изменяют сразу несколько статей КоАПа, напрямую затрагивающих интересы автовладельцев. Так, авторы поправок предлагают убрать примечание к статье 12.19 кодекса, которое запрещает применять эвакуаторы как за нарушение Правил дорожного движения, так и за отказ водителей платить на любых парковках. Проектом закона также предполагается поднять сумму штрафа за любые правонарушения на дорогах до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). По словам адвоката Леонида Ольшанского, входящего в рабочую группу по совершенствованию автомобильного законодательства, в случае закрепления размера штрафов на новой планке провинившимся водителям придется платить около 2500 рублей. Но и это, оказывается, не предел. «Уже сейчас в ГИБДД раздаются голоса о необходимости еще большего повышения суммы штрафа, – заявил адвокат «НИ». – Действительно, если высчитывать исходя из размера МРОТ в 600 рублей, то сумма, которую придется выплатить за проступок на дороге, составит около 15 тысяч рублей».

Председатель движения «Автомобилисты России», независимый депутат Госдумы Виктор Похмелкин уверен, что если штраф будет достигать заоблачных высот, значительно участится взяточничество на дорогах. «Фактически в наших условиях эта мера может привести к официальной легализации взяток, – заявил он «НИ». – Только сумма взятки всегда будет меньше размера штрафа, чтобы автомобилистам было удобнее рассчитываться прямо на дороге, а не как положено по закону».

По мнению г-на Похмелкина, водители (а это 40 млн. частников и 25 млн. работников транспортной сферы. – «НИ») могут просто взбунтоваться и перекрыть автомобильные магистрали. «Скоро в России будет просто невозможно ездить: «автогражданка», транспортный налог, цены на бензин, а сейчас еще и легализация поборов на дорогах – все это ставит владельцев транспортных средств в невыносимые условия», – уверен депутат.

Впрочем, есть еще одно новшество, которое наверняка «порадует» водителей. Изменения, по замыслу авторов законопроекта, должны затронуть и так называемую процессуальную статью КоАП – 27.13. В ней расписаны все случаи, когда власти имеют право использовать эвакуатор, чтобы изъять у правонарушителя транспортное средство. Если нынешняя редакция кодекса позволяет без суда изъять автомобиль у владельца и доставить его на штрафную стоянку только в случае, если водителем была создана помеха движению другого транспортного средства, то сейчас депутаты предлагают снять эти ограничения. Виктор Похмелкин прослеживает в этой норме еще одно нарушение прав владельцев автомобилей. «В самой идее эвакуаторов нет ничего плохого, но их можно использовать только в том случае, если водитель действительно мешает проезду других транспортных средств или садится за руль в нетрезвом состоянии, – сказал он. – И то эвакуировать должны на штрафстоянку, расположенную в шаговой доступности». В то же время он подчеркнул, что в Москве, например, невозможно определить, где можно припарковаться, а где нет. Этим, по его словам, умело пользуются фирмы, эвакуирующие автомобили. Причем, несмотря на запрет федеральных и столичных властей изымать транспортные средства с помощью эвакуаторов, время от времени они появляются на дорогах столицы. Только за последние несколько недель корреспондент «НИ» стал свидетелем трех случаев незаконного изъятия автомобилей, припаркованных на обочине Ленинградского проспекта в районе станций метро «Динамо» и «Белорусская».

В остальных регионах дела обстоят не лучше. Как сообщает корреспондент «НИ» во Владивостоке Дмитрий Климов, последнее заседание городской Думы было посвящено деятельности компании «Автомиг», занимающейся в городе эвакуацией автомобилей. Поводом к обсуждению, кроме постоянных нареканий автовладельцев в адрес «Автомига», стал недавний инцидент с самими народными избранниками. Накануне праздника Победы депутатская группа решила поздравить ветеранов войны прямо по месту жительства. Пока искали квартиру одного из фронтовиков, машину депутата Александра Юртаева, на которой и развозили награды и подарки, забрал эвакуатор. В ходе депутатской акции Юртаеву пришлось дважды отбивать свой автомобиль при погрузке на грузовик.

По мнению Юртаева, за последние дни, когда деятельностью компании «Автомиг» заинтересовалась прокуратура, с улиц Владивостока стали меньше забирать машин. «Если еще в апреле на арестплощадки ставили по 32 машины в день, то теперь вдвое меньше, – заявил «НИ» депутат. – Но мы хотим довести дело до конца – начать создавать цивилизованные парковки». А пока приморские думцы разработали тактику борьбы с эвакуаторами: оперативно сообщать автовладельцам номера машин-эвакуаторов, чтобы они могли заранее отъезжать подальше от погрузчиков. Кроме того, они решили выяснить законность работы «Автомига», который был создан по распоряжению губернатора края.

«Официально конкурс на эту деятельность был объявлен только в октябре прошлого года, а «Автомиг» уже забирал машины с августа. На каком основании?» – спрашивают депутаты. Кроме того, за последний год в два раза увеличилось количество запрещающих знаков. Они, по мнению законодателей, поставлены искусственно, независимо от условий движения транспорта.

Кстати, заседание Думы не обошлось без курьеза: пока прокурор Ленинского района Александр Хижинский объяснял депутатам, что «Автомиг» забирает машины на законных основаниях, его авто… эвакуировали. И это не самый скандальный случай: на арестплощадку однажды увезли машину, в которой находились сама хозяйка и трое ее детей.

Как сообщает корреспондент «НИ» в Ростовской области Анастасия Орлова, «охоту» за неправильно припаркованными автомобилями в Ростове пытались начать еще в прошлом году, но «сезон» открыли только этой весной. Мэр города Михаил Чернышов активно поддержал начинание, заявив, что стихийные парковки стали одной из главных проблем, мешающих нормальному движению транспорта. По мнению ростовского градоначальника, эвакуация транспорта, кроме всего прочего, носит воспитательный характер. «Нужно планомерно менять психологию наших водителей, – сказал Чернышов. – Ведь закон позволяет эвакуировать транспорт, который мешает движению».

Согласно постановлению городской администрации, в случае неправильной (под углом 30 градусов или в неположенном месте) парковки сотрудник ГИБДД должен выписать водителю штраф в размере от одного до трех МРОТ в зависимости от степени нарушения, а если водителя нет на месте, принять решение об эвакуации автомобиля. Представитель ГИБДД по инструкции обязан составить протокол об административном правонарушении и заполнить бланк строгой отчетности. Однако на деле все обстоит не столь гладко. «Придумали новую кормушку для ГИБДД, – заявил корреспонденту «НИ» ростовский таксист Егор Демичев. – Хотите расскажу, как зарабатывают на эвакуаторах? Гаишники вызывают эвакуатор, но не составляют протокол, пока не объявится водитель. Если владелец автотранспорта платит им кругленькую сумму, эвакуация машины прекращается. Если не сошлись в цене, заполняет протокол».



СПРАВКА

Впервые московские власти ввели штрафстоянки и утвердили правила принудительной эвакуации автомобилей в 1995 году. Но в 1997 году пострадавшие граждане опротестовали действия чиновников в Верховном суде, который встал на сторону автомобилистов. Депутаты Госдумы, не дожидаясь судебного вердикта, в июле 97-го запретили эвакуировать автомобили за нарушение правил остановки и стоянки, записав это в виде специального примечания к статье 115 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

В апреле 2002 года правительство Москвы утвердило правила эвакуации и хранения транспортных средств водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения либо отказавшихся от медицинского освидетельствования.

4 февраля 2003 года правительство Москвы своим постановлением разрешило эвакуацию автомобилей, мешающих уборке снега, проведению митингов и движению общественного транспорта. 28 марта Генпрокуратура направила мэру Москвы Юрию Лужкову предписание об отмене этого постановления как противоречащего КоАПу. Постановление было отменено только в апреле 2004 года.

В июне 2003 года благодаря постановлению правительства Москвы столичная милиция получила возможность отправлять на автостоянку технически неисправные транспортные средства.

18 декабря 2003 года правительство России поручило Минэкономразвития разработать нормативы, устанавливающие расценки на принудительную эвакуацию и услуги спецстоянок.

30 декабря 2003 года, не дожидаясь инициативы ведомства Германа Грефа, правительство Москвы утвердило свой порядок принудительной эвакуации транспортных средств и порядок расчета стоимости этих услуг. Постановление подписал и.о. мэра Москвы Валерий Шанцев.

25 апреля 2004 года вступил в силу приказ МВД РФ о порядке задержания и запрещения эксплуатации транспортных средств, в котором, не дожидаясь правительственного постановления, определялся порядок эвакуации транспортных средств в ряде случаев, в том числе и при отсутствии у водителя полиса ОСАГО.

В октябре 2004 года в Москве начались показательные акции масштабной эвакуации всех неправильно припаркованных транспортных средств на тех или иных улицах и площадях.

10 декабря 2004 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о приостановке в столице работы эвакуаторов до особого распоряжения.

"