Posted 16 апреля 2014,, 20:00

Published 16 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:18

Updated 8 марта, 04:18

Подрезать бандероль

16 апреля 2014, 20:00
Госдума в первом чтении приняла законопроект, разработанный правительством и дающий кабмину право оперативно менять нормы беспошлинного ввоза в Россию товаров, заказанных гражданами в зарубежных интернет-магазинах. Другими словами, правительство само сможет установить уровень стоимости, при которой посылки будут облага

Как сказал в своем выступлении в Думе замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, в соответствии с международным соглашением между Россией, Казахстаном и Белоруссией в рамках Таможенного союза от уплаты таможенных платежей в настоящий момент освобождаются посылки, чья суммарная стоимость за месяц не превышает 1 тыс. евро, а суммарный вес за тот же период не превышает 31 кг. В случае же выхода за эти границы получатель обязан оплатить пошлину в размере 30% от таможенной стоимости товаров. Принятый в первом чтении закон ее отменяет, но не назначает новую, а предоставляет правительству право самому устанавливать необходимые ограничения.

Первоначально о необходимости администрирования интернет-торговли в своем декабрьском послании к Федеральному собранию заявил президент РФ Владимир Путин. Многие эксперты считают, что именно с этим связано такое оживление по вопросу электронной коммерции, и не сомневаются, что с учетом скорости разработки проекта и его принятия Думой в первом чтении постановление правительства с новыми ограничениями появится уже в ближайшее время. Ранее помимо новых ограничений предпринималась также попытка ужесточить таможенный контроль за зарубежными посылками. Но, как уже рассказывали «НИ», после событий в январе этого года, когда крупные операторы экспресс-доставки – FedEX, DHL и ряд других, обслуживающих крупные иностранные торговые интернет-площадки, приостановили доставку заказов в Россию, правительственные ведомства вернулись к варианту снижения порога беспошлинного ввоза.

Первоначально Федеральная таможенная служба предлагала снизить планку беспошлинного ввоза до 200 евро за посылку, но, как позже заявил министр финансов Антон Силуанов, скорее всего, это ограничение будет введено на уровне 150 евро. Кроме того, ФТС также предлагала передать этот платеж как налог под ответственность Федеральной налоговой службы. Инициатива не прошла, но наглядно продемонстрировала, что ФТС действительно не справляется с нагрузкой. Это подтвердил и Сергей Шаталов, признав, что «ни одно из трех государств (Таможенного союза. – «НИ») не сумело наладить администрирование таким образом, чтобы отслеживать и ценовые, и весовые параметры доставляемых товаров в отношении каждого получателя товаров».

Как сказал «НИ» научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Марсель Салихов, снижение порога беспошлинного ввоза не только ударит по карману потребителей, но и грозит им бюрократическими проволочками. «Это повлечет за собой для потребителей дополнительные расходы, причем не только непосредственно на уплату самой пошлины. Это и издержки, связанные с очень сложной процедурой ее оплаты, и обоснования, что присланный товар пойдет в личное пользование, – говорит эксперт. – Параллельно обсуждается возможность упрощения системы оплаты этой пошлины и проведения ее через Интернет. Но, как показывает практика, у нас это все работает медленно и в первое время всегда не так, как нужно». Вместе с тем, по данным исследования Высшей школы экономики о влиянии трансграничной торговли, чек 45% покупателей интернет-магазинов не превышает 100 евро.

Помимо упрощения администрирования и разгрузки ФТС внимание властей на рынок электронной коммерции заставили обратить и его показатели. Оценки объема рынка разнятся. Так, по итогам прошлого года в сегменте трансграничной торговли Национальная ассоциация дистанционной торговли сообщила об обороте в 1,5 млрд. долларов (приблизительно 50–55 млрд. рублей), аналитическое агентство Data Insight говорит о 72 млрд. рублей, а Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) – о 120–130 млрд. рублей. Привлекательность зарубежных торговых площадок для российского пользователя в первую очередь объясняется гораздо более широким ассортиментом и выгодными ценами – за рубежом товар может стоить в разы дешевле, чем в России. В этой связи российские сетевые магазины активно лоббировали новый закон. «Поэтому российские интернет-магазины всячески поддерживали этот законопроект, – отмечает Марсель Салихов. – Принятие заявленных правительством ограничений принесет прибыль и им, и государству. Правда, в самом законопроекте оценок этой прибыли для государства почему-то нет».

"